Blue Colour Green Colour Orange Colour Red Colour

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 356

с углубленным изучением немецкого и английского языков

Московского района Санкт-Петербурга

 

Блокадная парта

ГБОУ ГОШ № 356 Московского района Санкт-Петербурга

Кандаловская Екатерина Александровна (6-А класс)

"Блокадная" парта

учитель истории Герасименко Тамара Владимировна
адрес эл. почты школы Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Герасименко Т.В. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В истории нашего города есть значимые и трагические страницы, - это блокадные страницы, вписанные в историю нашей Родины кровью, болью, любовью и призывом: «Помните!»
Через века,
через года —
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!
Памяти
павших
будьте
достойны!
Р. Рождественский
Я выбрала тему « Блокадная парта», потому что хочу глубже и основательнее изучить историю моего города, историю моих земляков в годы страшной Блокады. Ведь человек должен помнить о своем прошлом: « У общества нет будущего, если оно не помнит о прошлом. »Это высказывание Ю. Бондарева очень близко мне, т. к. я считаю, что нравственность заканчивается там, где забывается прошлое. Прошлое является ключом к пониманию непреходящей ценности памяти для нас, живущих ныне и для следующих поколений.
Блокада:
8 сентября 1941 года — День начала Блокады,
18 января 1943 года — День Прорыва Блокады,
27 января 1944 год — День Полного Снятия Блокады
Эти страницы вписаны в историю моей страны кровью.
Военная блокада Ленинграда немецкими, финскими и испанскими войсками длилась почти 900 дней. Город подлежал полному уничтожению. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
8 сентября 1941 года сомкнулось блокадное кольцо, город был отрезан от страны. Ленинградцы делали все возможное, чтобы сохранить культурные ценности. А как быть с детьми? Их надо было учить. 39 школ работало в ту блокадную пору: одна из немногих школ, которые сумели ни на один день не прекратить свою работу даже в самую тяжёлую пору блокады, была наша школа, которая вначале значилась под № 4 , а затем стала 356 школой. Её директором была Серафима Ивановна Куликевич, до войны отдавшая этой школе тридцать лет.
В летопись великой блокады наша школа вписала свои страницы. И, конечно, красной нитью через всю историю школы, как части родного города проходит память. Памятники рушатся, ветшают и только один из них вечен – это память человеческая.
Школа была открыта в 1909 году, как школа для рабочих и ремесленников. Здание школы находилось на улице Заставской в доме 9 (сегодня это район дома №19 по Заставской улице).
Работая над этой темой, изучая архивные документы, фотоматериалы военного времени, я узнала, что в нашей школе училась тогда еще маленькая девочка по имени Лидия Васильева. Родилась она в 1927 году и училась в годы блокады в школе № 356.Она приходила в нашу школу. Плакала, когда рассказывала о том времени: «Всё пережитое можно назвать блокадным адом. Было невыносимо тяжело. Но в школе я всегда была примерной ученицей и имела похвальные грамоты (мы с огромным волнением рассматривали похвальную грамоту и свидетельство). Тогда сдавали экзамены каждый год и по всем предметам. Голодали, было очень холодно, особенно зимой 1941 - 1942 года. Мы прямо в квартире снимали пол, а он был деревянный, и разводили костер, чтобы согреться. Спички были на вес золота. В то время можно было прочитать объявления, в котором предлагали обмен вещей на еду. Не только я, все мы помогали нашему родному городу как могли: наблюдали - не упадёт ли на крышу «зажигалка»,чтобы быстро потушить её, сунув в ящик с песком, промазывали особым составом деревянные балки, чтобы не загорелись.. При сигнале воздушной тревоги, мы бежали в подвалы. Поскольку света не было, жгли лучины. Дежурный по классу заготавливал лучины. Он стоял и освещал школьную доску, на которой учитель писал задачи, стихи. Часто мы заучивали уроки наизусть. А ещё, мы боялись почтальонов ((тогда почту разносили), часто он приносил похоронку – известие о том, что близкий человек погиб. У меня дядя был на фронте и вот, когда я видела почтальона, хотелось спрятаться…» (Блокадница Яжбина Мария Александровна на днях показала мне похоронку на отца - ещё одно живое свидетельство страшных дней блокады.)
Также Лидия Ивановна Васильева рассказала нам о письмах, которые она получала с фронта от дяди. Это были необычные письма, это были листки из тетради, сложенные треугольником.
« Боже мой! А как мы радовались прорыву блокады - не передать! Это был великий праздник, который как бы говорил: «Мы будем жить!»
Меня наградили медалью «За оборону Ленинграда».
А вот что поведала нам дочь одного из учеников школы № 356 Братова Ирина Владимировна:
« Мой отец, Кузнецов Владимир Иванович родился в 1924 году. Был человеком немногословным, очень неохотно рассказывал о тех тяжёлых днях. Закончил полный курс средней школы в 1942 году в июне. Перед выпуском сдавали экзамены по всем предметам, очень строго спрашивали. Он был одним из 12 учеников, кто закончил школу и получил аттестат об окончании. Как он рассказывал мне ,3 июля во Дворце пионеров им ,всем выпускникам, вручали книгу с надписью :"Окончившему полный курс школы №... в Ленинграде в 1941/42 году в годы Отечественной войны и блокады". Ему вручили такую книгу. Школу он вспоминал. Особенно тепло отзывался о директоре, Куликевич С. И. Она вела русский язык и литературу. Отец рассказал, как она объясняла тему «Предлоги»: «Нарисуйте клетку, а вокруг птицы: «Птица из клетки», «Птица за клеткой» , «Птица под клеткой» ... О том времени, он как-то сказал: «Темно, голодно, холодно!». Так же он рассказывал, как они готовили дрова для школьных печурок… Он видел смерть мужа Куликевич С. И…… После окончания школы отец ушёл на фронт.»
( Воспоминания дочери В. И. Кузнецова Братовой И В.)
Вот как описывает воспоминания одной из учительниц нашей школы корреспондент «Известий» Т. Тэсс:
« Они бегают, отлично бегают! – сказала учительница. ..Раньше дети были так слабы, отдыхали сидя, как старички… Еще свежи были в памяти дни голода и тьмы. И вот вновь открылся дворец счастья…. Этот первый день во Дворце пионеров…Дети вошли туда, закутанные, завязанные, медленно передвигая ножки. В руках держали плетёные кошёлки с кастрюлями для супа…Навстречу им грянула музыка, и руководительница сказала, волнуясь: «Давайте танцевать!»
И дети заплакали,
Они плакали, боясь и стыдясь своей слабости, привыкнув беречь свои маленькие силы..
Они плакали, боясь танцевать, боясь этой музыки…и прижимали к груди свои кастрюльки для супа и руководительница тоже плакала , глядя на них.!»
Из воспоминаний и писем учителей школы № 356:
Трудной была первая блокадная зима
Наталья Николаевна Попова, заслуженный учитель РСФСР так писала своим знакомым : «В дни обстрела города до школы приходилось добираться окольными путями. Конечно, пешком. В школе каждый день спускали детей в бомбоубежище. Горько шутили «Дети подземелья». Порой смерть поджидала детей у порога школы". «До сих пор не прошла острота переживаний - читаем мы строки из письма Натальи Николаевны Поповой.- 27 октября, среда. Обстрел. У меня на руках погибают две маленькие ученицы: Роза Лазарева (9 лет) и Валя Шамонова (10 лет), образы которых до сих пор стоят у меня перед глазами. Но страшней бомбежки был голод. Однажды Серафима Ивановна заметила, что на занятия не пришел всегда организованный и дисциплинированный Лева. Послали к нему домой детей, и они вернулись со страшной вестью: «Лева лежит на одной кровати, отец - на другой, оба мертвы»
«Вета Бандорина. Единственная ученица 9-ого класса. Каждое утро она со своей мамой – Бандориной Анастасией Яковлевной, учительницей школы №356 выходила из дома. Но настал день и мать сказала: Иди одна. Я больше не могу»…Вета посадила мать на саночки и повезла в школу ….Мать сидела , съёжившись, завёрнутая ,как узел ,во все платки и одеяла,- худенькая, маленькая старушка. …Раздался звонок,- учительница встала и пошла в класс... Горе и стойкость». Из воспоминаний учителя истории Хильды Августовны Кинг.».
« Эти люди вынесли всё. Немцы пытали город мраком и голодом, они изранили его проклятыми своими пушками. Но они не знали силу души русского человека!....1944 год. Отвечает самая маленькая ученица в классе - Лариса Новожилова. У неё умер отец, без вести пропала мать. Если бы враг заглянул в глаза этой маленькой девочке, на груди которой боевая медаль, он не выдержал бы этого взгляда, как зверь не выдерживает взгляда человеческих глаз ,»- так пишет Т. Тэсс.
Блокадная парта стала свидетелем невыносимых страданий и мучений как учеников , так и учителей.
29 января 1944 года. «Вот и вырвался из осады наш город! - вспоминает Н.Н. Попова. Не будет больше обстрелов, не будет занятий в бомбоубежище. У нас в школе № 356 был чудный митинг, посвященный снятию блокады Ленинграда»
«Традиции блокадной школы педагогический коллектив сохранял еще очень долго. Школа была одной из лучших школ Московского района в 50-60 годы».
Из воспоминаний ученицы школы № 356 В.Левицкой: «Это была одна из лучших школ района. Наши замечательные педагоги к каждой из нас подбирали свой ключик. Уровень знаний в этой школе был очень высокий!».
В золотой фонд школы № 356 навсегда вписаны имена учителей: это Панкеева Г. Н. Ершова Н. Н., Неклюдова В. П., ведь они - живые свидетели того времени, дети блокады.
Знание истории своей Родины нужно, чтобы не терять корни. В нашей школе вот уже 11 лет работает патриотический клуб «Совенок», которым руководит учитель истории Герасименко Тамара Владимировна . Поисковая работа продолжается: в нашей летописи уже несколько новых имён: Денисовы М. П. и Н. Г., Памфилова Д. М ., Иванова Н. И. , Яжбина М. А. Мы не только занимаемся исследовательской работой, изучаем прошлое, но и делами своими чтим память тех, кто отстоял наш город, ведь мы должны стать преемниками памяти минувшей войны. В школе проводятся акции «Мы помним о вас, ветераны!», торжественные линейки, классные часы ко всем юбилейным датам. Мы посещаем детей блокады, ветеранов . Когда я читала воспоминания ветеранов, слушала их, то испытывала не только глубокую скорбь, но и великую гордость за стойкость и мужество моих земляков.
Нет, Гитлер ошибся в своих расчётах: мой любимый и родной Ленинград выжрал зло, ненависть , он пережил ад и смертью смерть поправ, выстоял и доказал, что мир держится на добре, любви и памяти. «Мы помним !» - девиз патриотического клуба «Совёнок». Поэтому я решилась включиться в работу нашего клуба «Совёнок».
Приближается скорбная дата и радостная – 27 января – День полного снятия Блокады. Каждый год в эти январские дни вся страна, вспоминая этот трагический и героический период в истории нашей страны, отдает дань уважения героизму и мужеству защитников и жителей Ленинграда.
Нельзя рвать связь времен. Тот народ, который не помнит свое прошлое, не имеет будущего. И я надеюсь, что отдавая дань памяти нашим ветеранам, мы сохраняем связь поколений.
Источники
1. Блокадная книга Д. Гранин, А. Адамович. – СПб.: Ленинград, 1989.
2. Всемирная библиотека поэзии. Р. Рождественский. Ростов-на -Дону.»Феникс»1997.
3. Был город-фронт, была блокада: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника/ Сост. Колпаковой Д.Р., Суслова В.Н.; Рис. Швеца К.; Оформл. Яценко Л.- Л.: Дет. лит., 1984. - 206 с., ил.
4. Берггольц О.Ф. Ленинградская поэма: Поэмы: Стихотворения/ М.А.Дудин; Худож. С.Юдовин.-Л.: Худ.лит., 1976.-204c.: ил. .
5. Лихачёв Д.С. Воспоминания/ Д.С.Лихачёв; Ред. Т.П.Шмакова.-2-е изд., перераб.-СПб.: Logos, 1999.-608с.: фот.-Из содерж.: Детство; Петербург моего детства
6. « Лихие годы, 1925-1941 : Воспоминания. - Paris : YMCA-Press, 1977. - 460 с.» Краснов-Левитин А. Э..
7. Воспоминания Васильевой Л. И., Братовой И.В. ( дочери Кузнецова В. И.) , Панкеевой Г. Н. Памфиловой Д. М. Ивановой Н. И. Денисовых М. П. и Н. Г. , Яжбиной М. А., Поповой Н. Н. , Кинг Х. А.
8 . Статьи Татьяны ТЭСС из газеты «Известия» № 5 от 15 февраля 1944 года.
9. Интернет-сайт ГБОУ ГОШ № №356 Московского района Санкт-Петербурга.
http://school356.ru/index.php/histsc/288-historun111
10. Блокада Ленинграда. [Электронный ресурс]. – Текстовый документ. Режим доступа: http://wikipedia.ru
7. Ленинград, блокада, подвиг - информационный проект blokada.otrok.ru
8. Интернет-ресурсы: BLOKADE.NET