Narrow Default Wide
Blue Colour Green Colour Orange Colour Red Colour

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 356

с углубленным изучением немецкого и английского языков

Московского района Санкт-Петербурга

 

Блокадная парта

ГБОУ ГОШ № 356 Московского района Санкт-Петербурга

Кандаловская Екатерина Александровна (6-А класс)

"Блокадная" парта

учитель истории Герасименко Тамара Владимировна
адрес эл. почты школы This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
Герасименко Т.В. This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
В истории нашего города есть значимые и трагические страницы, - это блокадные страницы, вписанные в историю нашей Родины кровью, болью, любовью и призывом: «Помните!»
Через века,
через года —
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!
Памяти
павших
будьте
достойны!
Р. Рождественский
Я выбрала тему « Блокадная парта», потому что хочу глубже и основательнее изучить историю моего города, историю моих земляков в годы страшной Блокады. Ведь человек должен помнить о своем прошлом: « У общества нет будущего, если оно не помнит о прошлом. »Это высказывание Ю. Бондарева очень близко мне, т. к. я считаю, что нравственность заканчивается там, где забывается прошлое. Прошлое является ключом к пониманию непреходящей ценности памяти для нас, живущих ныне и для следующих поколений.
Блокада:
8 сентября 1941 года — День начала Блокады,
18 января 1943 года — День Прорыва Блокады,
27 января 1944 год — День Полного Снятия Блокады
Эти страницы вписаны в историю моей страны кровью.
Военная блокада Ленинграда немецкими, финскими и испанскими войсками длилась почти 900 дней. Город подлежал полному уничтожению. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
8 сентября 1941 года сомкнулось блокадное кольцо, город был отрезан от страны. Ленинградцы делали все возможное, чтобы сохранить культурные ценности. А как быть с детьми? Их надо было учить. 39 школ работало в ту блокадную пору: одна из немногих школ, которые сумели ни на один день не прекратить свою работу даже в самую тяжёлую пору блокады, была наша школа, которая вначале значилась под № 4 , а затем стала 356 школой. Её директором была Серафима Ивановна Куликевич, до войны отдавшая этой школе тридцать лет.
В летопись великой блокады наша школа вписала свои страницы. И, конечно, красной нитью через всю историю школы, как части родного города проходит память. Памятники рушатся, ветшают и только один из них вечен – это память человеческая.
Школа была открыта в 1909 году, как школа для рабочих и ремесленников. Здание школы находилось на улице Заставской в доме 9 (сегодня это район дома №19 по Заставской улице).
Работая над этой темой, изучая архивные документы, фотоматериалы военного времени, я узнала, что в нашей школе училась тогда еще маленькая девочка по имени Лидия Васильева. Родилась она в 1927 году и училась в годы блокады в школе № 356.Она приходила в нашу школу. Плакала, когда рассказывала о том времени: «Всё пережитое можно назвать блокадным адом. Было невыносимо тяжело. Но в школе я всегда была примерной ученицей и имела похвальные грамоты (мы с огромным волнением рассматривали похвальную грамоту и свидетельство). Тогда сдавали экзамены каждый год и по всем предметам. Голодали, было очень холодно, особенно зимой 1941 - 1942 года. Мы прямо в квартире снимали пол, а он был деревянный, и разводили костер, чтобы согреться. Спички были на вес золота. В то время можно было прочитать объявления, в котором предлагали обмен вещей на еду. Не только я, все мы помогали нашему родному городу как могли: наблюдали - не упадёт ли на крышу «зажигалка»,чтобы быстро потушить её, сунув в ящик с песком, промазывали особым составом деревянные балки, чтобы не загорелись.. При сигнале воздушной тревоги, мы бежали в подвалы. Поскольку света не было, жгли лучины. Дежурный по классу заготавливал лучины. Он стоял и освещал школьную доску, на которой учитель писал задачи, стихи. Часто мы заучивали уроки наизусть. А ещё, мы боялись почтальонов ((тогда почту разносили), часто он приносил похоронку – известие о том, что близкий человек погиб. У меня дядя был на фронте и вот, когда я видела почтальона, хотелось спрятаться…» (Блокадница Яжбина Мария Александровна на днях показала мне похоронку на отца - ещё одно живое свидетельство страшных дней блокады.)
Также Лидия Ивановна Васильева рассказала нам о письмах, которые она получала с фронта от дяди. Это были необычные письма, это были листки из тетради, сложенные треугольником.
« Боже мой! А как мы радовались прорыву блокады - не передать! Это был великий праздник, который как бы говорил: «Мы будем жить!»
Меня наградили медалью «За оборону Ленинграда».
А вот что поведала нам дочь одного из учеников школы № 356 Братова Ирина Владимировна:
« Мой отец, Кузнецов Владимир Иванович родился в 1924 году. Был человеком немногословным, очень неохотно рассказывал о тех тяжёлых днях. Закончил полный курс средней школы в 1942 году в июне. Перед выпуском сдавали экзамены по всем предметам, очень строго спрашивали. Он был одним из 12 учеников, кто закончил школу и получил аттестат об окончании. Как он рассказывал мне ,3 июля во Дворце пионеров им ,всем выпускникам, вручали книгу с надписью :"Окончившему полный курс школы №... в Ленинграде в 1941/42 году в годы Отечественной войны и блокады". Ему вручили такую книгу. Школу он вспоминал. Особенно тепло отзывался о директоре, Куликевич С. И. Она вела русский язык и литературу. Отец рассказал, как она объясняла тему «Предлоги»: «Нарисуйте клетку, а вокруг птицы: «Птица из клетки», «Птица за клеткой» , «Птица под клеткой» ... О том времени, он как-то сказал: «Темно, голодно, холодно!». Так же он рассказывал, как они готовили дрова для школьных печурок… Он видел смерть мужа Куликевич С. И…… После окончания школы отец ушёл на фронт.»
( Воспоминания дочери В. И. Кузнецова Братовой И В.)
Вот как описывает воспоминания одной из учительниц нашей школы корреспондент «Известий» Т. Тэсс:
« Они бегают, отлично бегают! – сказала учительница. ..Раньше дети были так слабы, отдыхали сидя, как старички… Еще свежи были в памяти дни голода и тьмы. И вот вновь открылся дворец счастья…. Этот первый день во Дворце пионеров…Дети вошли туда, закутанные, завязанные, медленно передвигая ножки. В руках держали плетёные кошёлки с кастрюлями для супа…Навстречу им грянула музыка, и руководительница сказала, волнуясь: «Давайте танцевать!»
И дети заплакали,
Они плакали, боясь и стыдясь своей слабости, привыкнув беречь свои маленькие силы..
Они плакали, боясь танцевать, боясь этой музыки…и прижимали к груди свои кастрюльки для супа и руководительница тоже плакала , глядя на них.!»
Из воспоминаний и писем учителей школы № 356:
Трудной была первая блокадная зима
Наталья Николаевна Попова, заслуженный учитель РСФСР так писала своим знакомым : «В дни обстрела города до школы приходилось добираться окольными путями. Конечно, пешком. В школе каждый день спускали детей в бомбоубежище. Горько шутили «Дети подземелья». Порой смерть поджидала детей у порога школы". «До сих пор не прошла острота переживаний - читаем мы строки из письма Натальи Николаевны Поповой.- 27 октября, среда. Обстрел. У меня на руках погибают две маленькие ученицы: Роза Лазарева (9 лет) и Валя Шамонова (10 лет), образы которых до сих пор стоят у меня перед глазами. Но страшней бомбежки был голод. Однажды Серафима Ивановна заметила, что на занятия не пришел всегда организованный и дисциплинированный Лева. Послали к нему домой детей, и они вернулись со страшной вестью: «Лева лежит на одной кровати, отец - на другой, оба мертвы»
«Вета Бандорина. Единственная ученица 9-ого класса. Каждое утро она со своей мамой – Бандориной Анастасией Яковлевной, учительницей школы №356 выходила из дома. Но настал день и мать сказала: Иди одна. Я больше не могу»…Вета посадила мать на саночки и повезла в школу ….Мать сидела , съёжившись, завёрнутая ,как узел ,во все платки и одеяла,- худенькая, маленькая старушка. …Раздался звонок,- учительница встала и пошла в класс... Горе и стойкость». Из воспоминаний учителя истории Хильды Августовны Кинг.».
« Эти люди вынесли всё. Немцы пытали город мраком и голодом, они изранили его проклятыми своими пушками. Но они не знали силу души русского человека!....1944 год. Отвечает самая маленькая ученица в классе - Лариса Новожилова. У неё умер отец, без вести пропала мать. Если бы враг заглянул в глаза этой маленькой девочке, на груди которой боевая медаль, он не выдержал бы этого взгляда, как зверь не выдерживает взгляда человеческих глаз ,»- так пишет Т. Тэсс.
Блокадная парта стала свидетелем невыносимых страданий и мучений как учеников , так и учителей.
29 января 1944 года. «Вот и вырвался из осады наш город! - вспоминает Н.Н. Попова. Не будет больше обстрелов, не будет занятий в бомбоубежище. У нас в школе № 356 был чудный митинг, посвященный снятию блокады Ленинграда»
«Традиции блокадной школы педагогический коллектив сохранял еще очень долго. Школа была одной из лучших школ Московского района в 50-60 годы».
Из воспоминаний ученицы школы № 356 В.Левицкой: «Это была одна из лучших школ района. Наши замечательные педагоги к каждой из нас подбирали свой ключик. Уровень знаний в этой школе был очень высокий!».
В золотой фонд школы № 356 навсегда вписаны имена учителей: это Панкеева Г. Н. Ершова Н. Н., Неклюдова В. П., ведь они - живые свидетели того времени, дети блокады.
Знание истории своей Родины нужно, чтобы не терять корни. В нашей школе вот уже 11 лет работает патриотический клуб «Совенок», которым руководит учитель истории Герасименко Тамара Владимировна . Поисковая работа продолжается: в нашей летописи уже несколько новых имён: Денисовы М. П. и Н. Г., Памфилова Д. М ., Иванова Н. И. , Яжбина М. А. Мы не только занимаемся исследовательской работой, изучаем прошлое, но и делами своими чтим память тех, кто отстоял наш город, ведь мы должны стать преемниками памяти минувшей войны. В школе проводятся акции «Мы помним о вас, ветераны!», торжественные линейки, классные часы ко всем юбилейным датам. Мы посещаем детей блокады, ветеранов . Когда я читала воспоминания ветеранов, слушала их, то испытывала не только глубокую скорбь, но и великую гордость за стойкость и мужество моих земляков.
Нет, Гитлер ошибся в своих расчётах: мой любимый и родной Ленинград выжрал зло, ненависть , он пережил ад и смертью смерть поправ, выстоял и доказал, что мир держится на добре, любви и памяти. «Мы помним !» - девиз патриотического клуба «Совёнок». Поэтому я решилась включиться в работу нашего клуба «Совёнок».
Приближается скорбная дата и радостная – 27 января – День полного снятия Блокады. Каждый год в эти январские дни вся страна, вспоминая этот трагический и героический период в истории нашей страны, отдает дань уважения героизму и мужеству защитников и жителей Ленинграда.
Нельзя рвать связь времен. Тот народ, который не помнит свое прошлое, не имеет будущего. И я надеюсь, что отдавая дань памяти нашим ветеранам, мы сохраняем связь поколений.
Источники
1. Блокадная книга Д. Гранин, А. Адамович. – СПб.: Ленинград, 1989.
2. Всемирная библиотека поэзии. Р. Рождественский. Ростов-на -Дону.»Феникс»1997.
3. Был город-фронт, была блокада: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника/ Сост. Колпаковой Д.Р., Суслова В.Н.; Рис. Швеца К.; Оформл. Яценко Л.- Л.: Дет. лит., 1984. - 206 с., ил.
4. Берггольц О.Ф. Ленинградская поэма: Поэмы: Стихотворения/ М.А.Дудин; Худож. С.Юдовин.-Л.: Худ.лит., 1976.-204c.: ил. .
5. Лихачёв Д.С. Воспоминания/ Д.С.Лихачёв; Ред. Т.П.Шмакова.-2-е изд., перераб.-СПб.: Logos, 1999.-608с.: фот.-Из содерж.: Детство; Петербург моего детства
6. « Лихие годы, 1925-1941 : Воспоминания. - Paris : YMCA-Press, 1977. - 460 с.» Краснов-Левитин А. Э..
7. Воспоминания Васильевой Л. И., Братовой И.В. ( дочери Кузнецова В. И.) , Панкеевой Г. Н. Памфиловой Д. М. Ивановой Н. И. Денисовых М. П. и Н. Г. , Яжбиной М. А., Поповой Н. Н. , Кинг Х. А.
8 . Статьи Татьяны ТЭСС из газеты «Известия» № 5 от 15 февраля 1944 года.
9. Интернет-сайт ГБОУ ГОШ № №356 Московского района Санкт-Петербурга.
http://school356.ru/index.php/histsc/288-historun111
10. Блокада Ленинграда. [Электронный ресурс]. – Текстовый документ. Режим доступа: http://wikipedia.ru
7. Ленинград, блокада, подвиг - информационный проект blokada.otrok.ru
8. Интернет-ресурсы: BLOKADE.NET