Blue Colour Green Colour Orange Colour Red Colour

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 356

с углубленным изучением немецкого и английского языков

Московского района Санкт-Петербурга

 

Программа "История и культура Санкт-Петербурга 7кл.

Программа учебного курса "История и культура Санкт-Петербурга" для учащихся 7 классов 35 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:
  1. Федеральное ядро содержания общего образования Рос. Акад. наук, Рос.акад.образования; под ред.В.ВКозлова,А.М.Кондакова-М.Просвещение.201
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос.Федерации-М.:Просвещение 2011
  3. Программы образовательных учреждений «История и культура Санкт-Петербурга» 5-7классы. Составитель: Ермолаева Л.К. СПб, СМИО Пресс, 2012 изд.четвертое.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе и образовательных учреждениях , реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию ,на 2012-2013 уч.год.»
Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя, разрушителя или создателя наследия. Программа построена Цель программы: Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:
  • городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
  • себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.

Задачи программы и прогнозируемые результаты освоения программы

Идеи, цель, задачи программы «История и культура Санкт-Петербурга» и прогнозируемые результаты ее освоения учащимися 7 классов

>
Идеи, цель, задачи Прогнозируемые результаты
Идея содержания программы Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя, хранителя, разрушителя, создателя наследия.
Цель программы: Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:
  • · городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как значимое наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
  • себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.
 
1. Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому ученику возможность анализировать процесс формирования петербургского наследия, объяснять его уникальные особенности, видеть проблемы сегодняшнего дня и перспективы дальнейшего развития.
2. Способствовать пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия для современных петербуржцев, для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания:
  • - об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга, что необходимо для понимания непрерывности этого процесса;
  • - о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия (истории, экономике, образовании, науке и т.д.), что необходимо для пониманиязначимости городских объектов, петербургских традиций;
  • - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия - представителях различных эпох, разных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина (петербуржца), что необходимо школьникам для понимания традиционности некоторых проблем городской жизни; понимания роли каждого горожанина как носителя городской (петербургской) культуры;
  • - о специфике Петербурга, как города особого статуса (бывшей столицы, «культурной столицы», «города музея», крупного экономического центра и т.д.), что необходимо подростку для восприятия себя петербуржцем, гражданином города;
  • - о значении города как центра края, отечественной, а затем и мировой культуры, что необходимо для понимания его роли в жизни региона (Ленинградской области), России, мира.
Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается: в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания; следить за событиями, происходящими в городе; в стремлении реализовать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах исследованиях, мониторингах и т.д.
Выпускники 9 класса - грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
  • - указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, в том числе постсоветского периода; называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия;
  • - называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой гране или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.), объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время; - называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая ихпозитивные и негативные стороны;
  • - называют фамилии знаменитых петербуржцев (в том числе и жителей ХХ1 в.), соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности; высказывая свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга;
  • - разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава (в том числе и ХХ1 в.); указывают условия жизни горожан (жителей имперской столицы, советского города, постсоветского города); перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан, которые определяли повседневную культуру всех остальных жителей Петербурга - Петрограда - Ленинграда;
  • - объясняют на конкретных примерах (памятниках, традициях, судьбах конкретных людей) возможности, предоставляемые городом - «ареной» истории, центром экономики, образования, просвещения, художественной культуры для реализации жизненных планов людей;
  • - узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна; раскрывают основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга;
  • - объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга;
  • - указывают основные периоды развития нашего края, роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира..
3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
  • ·ориентироваться в культурном пространстве города,
  • ·понимать особенности городских объектов как источников информации о разных исторических периодах, о различных сторонах городской жизни, о разных петербуржцах;
  • ·применять полученные знания в учебной и повседневной ситуации;
Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая, Topplan и др.), рекомендованным учителем:
  • - находят на карте нужные объекты;
  • - прокладывают оптимальные маршруты;
  • - читают карты как источник информации;
  • Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве; (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по картам);
  • - объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения;
  • - регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам
Умеют
  • - извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета);
  • - узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); описывать объект как памятник всемирного и петербургского культурного наследия;
  • - самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
  • - обращаться к родственникам, знакомым и незнакомым горожанам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью);
- Умеют
  • - используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города;
  • - применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т.д.);
4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся
5. Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.
· Умеют - сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
  • - комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять развернутый план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не 2 и более источникам); работать над ученическим рефератом;
  • - обосновывать, аргументировать, доказывать, аргументировать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку);
  • - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы;
Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается :
  • - в их оценках и суждениях о культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города;
  • - в выполнении творческих заданий (среди которых задание «Каким предстает перед тобой образ Города?»);
  • - в их повседневной жизни; - в участии их в городских акциях,
  • - в оценочных суждениях о конкретных объектах, традициях, а также исторических периодах развития города; современности

Содержание программы

Введение

Понятия «культура», «город – «сгусток» культуры», «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «традиции»; «наш край», «краеведение».
Город – результат деятельности Человека. Время определяет облик города, его благоустройство. Природа определяет некоторые характерные черты города.
(*) Процесс формирования природного ландшафта нашего края.
Освоение Человеком территории нашего края в древности.

РАЗДЕЛ 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
(с древнейших времен до 1703 года)

Введение

Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.
Тема 1. Из глубины веков…
Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена. Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края.
Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги, их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.
Тема 2. В составе Господина Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.)
Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге.
Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек. Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.
Тема 3. В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.)
Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси.
Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка).
Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края.
События начала ХУ11 века на территории края. Столбовский мирный договор.
Тема 4. По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.)
Жизнь крестьян в восточной (московской) части края.
Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт.
Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.
Тема 5. Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)
Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.
Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта. Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей.
Село Спасское и жизнь его обитателей.
Переселенцы на невские берега из Финляндии.
Повторение и обобщение темы
Вопросы для обсуждения:

В литературе утвердилось мнение, что Петербург вырос на «пустынных берегах», что лишь с момента основания города началась история невских берегов. Согласны вы или нет с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения.
Бытует мнение, что наш край до основания Петербурга, был пограничной с европейскими странами территорией, богатой водными торговыми путями, заселенной разными народами. Согласны вы или нет с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения.
Утверждается, что невские земли – часть Балтийского региона, поэтому их история тесно связана с историей Финляндии, Швеции, Германии. Докажите или опровергните эту точку зрения.


РАЗДЕЛ 2. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ – ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА (ХУШ – н. ХХ вв.)
Тема 6. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.) ()
Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы. Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (* отбор объектов по усмотрению учителя: планировка
Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова).
Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России. (* Отбор материала по усмотрению учителя).
Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий. Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.
Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга. Облик Санкт-Петербурга по гравюрам. (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции. Отношение петербуржцев к городу.
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
Повторение и обобщение темы 3
Возможные вопросы для обсуждения темы 6:
1. Об обосновании города высказываются разные суждения: «город основан вопреки Природе», «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твердой стать при море…». Какое из этих суждений кажется вам справедливым? Обоснуйте свой выбор. 2. По разному оценивалось значение основания Санкт-Петербурга:
«Новое время породило новый город, новую культуру. Новый город открыл новую страницу в истории России.»«Родился город чуждый России, вымышленный город»
Ваше мнение? Аргументируйте его.
3.Можно ли назвать основателем и создателем города Петра I? Обоснуйте свою точку зрения.
Тема 3. Наследие послепетровского Санкт-Петербурга (1725 – 1801)

Введение

.
Общая характеристика периода. Источники
Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге. Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).
Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец, императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти ХУIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: церкви св. Симеона и Анны, топонимы – Конюшенные улицы, Конюшенная площадь; дворцы Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор).
Санкт-Петербург в последней четверти ХУ111 в. – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. (* Отбор материала по усмотрению учителя: императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой).
Карта и облик города. Карты города конца ХVIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П. Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация.
Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, (*) запискам иностранцев. Облик строящегося регулярного города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, (*) запискам иностранцев. Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Воспитательный дом. (*) Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле».
Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова.
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. (*) Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (* отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя: гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра; театр во времена Екатерины 11). Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Боровиковский, А. Лосенко, Ф. Шубин или другие). Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов, или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: петербургский порт, буяны, Гостиный двор на Невском проспекте, рынки, первые магазины). Промышленные предприятия в городе. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: предприятия петровского времени; императорская порцелиновая фабрика; ремесленные мастерские). Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах (Свечной, Кузнечный, Стремянная).
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт и другое). Особенности быта разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей).
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей

Повторение и обобщение темы (см. сноска 8) 1. По воле Петра 1 был основан Санкт-Петербург. Что сделала для города каждая из правящих после него императриц?
2. Прочитайте фрагменты стихотворений. Что общего в их поэтических описаниях Петербурга? На ваш взгляд, о чем это свидетельствует?
Приятный брег! Любезная страна!
Где свой Нева поток стремит к пучине.
О! Прежде дебрь, се коль населена!
Мы град в тебе престольный видим ныне.
В.Тредиаковский
Протекай спокойно, плавно,
Горделивая Нева,
Государей зданье славно
И тенисты острова!
М.Муравьев
Вижу, Севера столица
Как цветник меж рек цветет, -
В свете всех градов царица,
И ее прекрасней нет!
Г.Державин
3. Выскажите собственное мнение: хотели бы вы жить в Санкт-Петербурге ХУ111в.

Учебники и учебные пособия,
допущенные к использованию исполнительным органом государственной власти
Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию
Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М., Шейко Н. Г. , Кораблина Ю. А. История и культура Санкт-Петербурга, ч. 1 (с древнейших времен до начала Х1Х в.) – Сдано в издательство СМИО Пресс в марте 2012.
Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М. Петербургская тетрадь. Серия «Страницы жизни края» - в 4-х Ч. – СПб., 2011-2012 (для учащихся коррекционных школ).
Даринский А. В., Старцев В. И. История Петербурга в XVIII— XIX вв. - СПб., люб. изд.
1. Даринский А. В., Старцев В. И. История Петербурга в XX в. - СПб., Люб. изд.
2. Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по ист. краеведению / Сост. В. Ф. Помарнацкий. - СПб., 2010.
3. Санкт-Петербург. 1703-1917: Кн. для чтения / Авт.-сост.: А. В. Даринский, Д. Н. Мурин, Т. Г. Браже, А. Г. Бойко. - СПб., 2012.
Дополнительная литература к разделу 1.
Кепсу Сауло. Петербург до Петербурга. История устья Невы до основания города Петра. - СПб., 2000.
Ленинградская область: Ист. очерк / Сост. В. А. Ежов. Л. 1986.
1. Шведы на берегах Невы: сб. статей / Сост. А. В. Кобак. - СПб., 1998.
2. Сорокин П. Е. Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц. Путеводитель. - СПб., Люб. изд.
Дополнительная литература к разделу II тема 6.

Анисимов Е. В. Время петровских реформ. — Л., 1989.
1. Анисимов Е. В. Царь и город. – СПб., 2003.
2. Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. - Л., 1991.
3. Длуголенский Я. Военно-гражданская и полицейская власть Санкт-Петербурга (1703-1917). - СПб., 2001.
4. Мавродин В. В. Основание Петербурга. — Люб. изд.
5. Семенова Л. Н. Очерки быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII века. — Л., 1982.
Семенова Л. Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII век). — СПб., 1998.

Дополнительная литература к разделу II тема 7.
Анисимов Е. В. Россия без Петра. 1725-1740. – СПб., 1994.
Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII века. — М., 1986.
Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. — СПб., 1997.
Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в записках иностранцев. - СПб., 2000.
1. Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербург и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом. — СПб., 1996.
2. Гордин М. А. Екатерининский век. В 2-х ч. – СПб., 2004-2007.
3. Каменский А. Б. «Под сенью Екатерины...» — СПб., 1992.
4. Островский О. Б. История художественной культуры Санкт-Петербурга. 1703-1796 гг. - СПб, Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
Дополнительная литература к разделу II тема 8.
Гордин А. М., Гордин М. А. Путешествие в пушкинский Петербург. – СПб., 2003.
Готье Т. Путешествие в Россию. Пер. с фр. - М., 1990.
Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. Г. Исаченко. - СПб., 1998.
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). — СПб., 1994.
Лотман Ю. М., Погосян Е. А. Великосветские обеды. - СПб., 1996.
. Островский О. Б. Художественная культура Санкт-Петербурга. 1801-1825 гг. Эволюция художественных систем. – СПб, Нестор, 2005.
Соллогуб В. А. Петербургские страницы воспоминаний графа Соллогуба. - СПб., 1993.
Тимофеев Л. В. В кругу друзей и муз. Дом А. Н. Оленина. Л., 1983.
Дополнительная литература к разделу II тема 9.
Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. Исторический справочник. — СПб., 2000.
5. Бахтиаров А. А. Брюхо Петербурга: Очерки столичной жизни. - СПб., 1994.
6. Длуголенский Я. Н. Век Достоевского. В 2х ч. – СПб., 2005- 2007.
7. Дмитриев С. С. Очерки русской культуры начала XX века. Книга для учителя. — М., 1985.
8. Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. - Л., 1991.
1. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. - СПб., 1998.
2. Муравьева И. А. Век модерна. – СПб., 2001- 2004.
3. От конки до трамвая / Сост. Е. Шапилов, М. Величко, Л. Процай, Н. Буйникова. - СПб., 1993.
4. Февральская революция. Историческая справка // Преподавание истории в школе. 2001, № 5
5. Физиология Петербурга. - М., 1991.
6. Успенский Л. В. Записки старого петербуржца. — Л., 1970
7. Дополнительная литература к разделу III тема 10
Гранин Д. Ленинградский каталог.- Люб. изд.
8. Ершова Э. Б. Революция и реформы. Русская творческая интеллигенция в 1-й половине XX века // Вопросы истории, 2001, № 6.
9. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. - СПб., 2000.
10. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города. — СПб., 1999.
11. Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватель и реформы. – СПб., 2003.
12. Ленинградский Совет в годы гражданской войны и мирного строительства. 1917-1937 гг. - Л., 1986.
13. На корме времени / Сост. М. Витухновская. — СПб., 2000.
14. Осокина Е. А. За фасадом сталинского изобилия. — М., 1998.
15. Яров С. В. Пролетарий как политик. Политическая психология рабочих Петрограда. - СПб., 1999.
16. Яров С. В. Горожанин как политик. - СПб., 1999.
Дополнительная литературак разделу III тема 11
Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — Л., 1989.
Без антракта. Актеры города в годы блокады. — Л., 1970.
Ленинград - Блокада - Подвиг. - Л., 1984.
Литературный Ленинград в дни блокады. — Л., 1973.
Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Блокада Ленинграда в контексте политики. — СПб., 1998.
Ленинградская битва. 1941-1944: сб. статей. - СПб., 1995.
Никифоровская И. В. Художники осажденного города. — Л., 1985.

Дополнительная литература к разделу III тема 12
Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945 – 1982. – СПб., 2005.
Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / Сост. А. А. Кедринский и др. 2-е изд., испр. и доп. — Л., 1989.
Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. — СПб., 2000.
Лисовский В. Н. Ленинград. Районы новостроек. — Л., 1983.

5. Санкт-Петербург. 1703 – 2003. Юбилейный статистический сборник. Вып. 1, 2. – СПб., 2003.
Периодическая печать I960—1980-х годов.
Семейные архивы.
Дополнительные источники знаний к разделу IV4.
Периодическая печать.
Средства массовой информации.
Реальное состояние города.
Официальные сайты Администрации Санкт-Петербурга.
Сайт Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.