Основы безопасности жизнедеятельности 9кл
- Подробности
- Автор: Новикова Е.В.
Учебная программа по ОБЖ
Класс: 9
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 часа
Учебная программа составлена на основании комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.:Просвещение, 2011г.
Пояснительная записка
Учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 9 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1 часа.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья; - отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих; - нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью; - сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта; - адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества; - выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им; - формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; - развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; - развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления. Освоение программы курса ОБЖ в 9 классе заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору давать экзамен по ОБЖ, и проводится итоговая контрольная работа, на которой учащиеся должны показать знания определений и правил поведения в чрезвычайных ситуациях. В аттестат о среднем (основном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры. Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации). Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание) Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью. Контроля и самоконтроля (устный, письменный). Стимулирования и мотивации. Самостоятельной учебной деятельности. Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками. Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процессаСодержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч).Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире (4 ч)
1.1. Современный мир и Россия. 1.2. Национальные интересы России в современном мире. 1.3. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. 1.4. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч)
2.1. Чрезвычайные ситуации и их классификация. 2.2. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. 2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. 2.4. Угрозы военной безопасности России. Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч)
3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). 3.2. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. 3.3. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч)
4.1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. 4.2. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 4.3. Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях. 4.4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч)
5.1. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. 5.2. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления.Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч)
6.1. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. 6.2. Общегосударственное противодействие терроризму. 6.3. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч)
7.1. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. 7.2. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 ч)
8.1. Правила поведения при угрозе террористического акта. 8.2. Профилактика наркозависимости.Модуль 2. Основы медицинских знаний и здоровго образа жизни (11 ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9 ч).Тема 9. Здоровье – условие благополучия человека (3 ч)
9.1.Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. 9.2. Здоровый образ жизни и его составляющие. 9.3. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч)
10.1. Ранние половые связи и их последствия. 10.2. Инфекции, передаваемые половым путем. 10.3. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3ч)
11.1. Брак и семья. 11.2. Семья и здоровый образ жизни человека. 11.3. Основы семейного права в Российской Федерации. Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)Тема 12. Оказание первой помощи (2 ч)
12.1. Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). 12.2. Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.Поурочное планирование учебной программы ОБЖ
№ раздела, темы и урока |
Наименование раздела, темы и урока |
Количество часов |
||
Раздел |
Тема |
|||
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч) |
||||
Раздел 1. | Основы комплексной безопасности | 8 | ||
Тема 1. |
Национальная безопасность России в современном мире |
4 |
||
1.1. |
Современный мир и Россия. | 1 |
||
1.2. |
Национальные интересы России в современном мире. | 1 |
||
1.3. |
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 1 |
||
1.4. |
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России. | 1 |
||
Тема 2. |
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России |
4 |
||
2.1. |
Чрезвычайные ситуации и их классификация. | 1 |
||
2.2. |
Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. | 1 |
||
2.3. |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. | 1 |
||
2.4. |
Угрозы военной безопасности России. | 1 |
||
Раздел 2. | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 | ||
Тема 3. |
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
3 |
||
3.1. |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). | 1 |
||
3.2. |
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. | 1 |
||
3.3. |
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | 1 |
||
Тема 4. |
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
4 |
||
4.1. |
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | 1 |
||
4.2. |
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | 1 |
||
4.2. |
Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях. | 1 |
||
4.2. |
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | 1 |
||
Раздел 3. | Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 9 | ||
Тема 5. |
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия |
2 |
||
5.1. |
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. | 1 |
||
5.2. |
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. | 1 |
||
Тема 6. |
Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
3 |
||
6.1. |
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. | 1 |
||
6.2. |
Общегосударственное противодействие терроризму. | 1 |
||
6.3. |
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. | 1 |
||
Тема 7. |
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации |
2 |
||
7.1. |
Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. | 1 |
||
7.2. |
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации. | 1 |
||
Тема 8. |
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости |
2 |
||
8.1. |
Правила поведения при угрозе террористического акта. | 1 |
||
8.2. |
Профилактика наркозависимости. | 1 |
||
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч) |
||||
Раздел 4. | Основы здорового образа жизни | 9 | ||
Тема 9. |
Здоровье – условие благополучия человека |
3 |
||
9.1. |
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. | 1 |
||
9.2. |
Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 |
||
9.3. |
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. | 1 |
||
Тема 10. |
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье |
3 |
||
10.1. |
Ранние половые связи и их последствия. | 1 |
||
10.2. |
Инфекции, передаваемые половым путем. | 1 |
||
10.3. |
Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. | 1 |
||
Тема 11. |
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья |
3 |
||
11.1. |
Брак и семья. | 1 |
||
11.2. |
Семья и здоровый образ жизни человека. | 1 |
||
11.3. |
Основы семейного права в Российской Федерации. | 1 |
||
Раздел 5. | Основы медицинских знаний и оказания первой помощи | 2 | ||
Тема 12. |
Оказание первой помощи |
2 |
||
12.1. |
Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). | 1 |
||
12.2. |
Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ. | 1 |
||