Narrow Default Wide
Blue Colour Green Colour Orange Colour Red Colour

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 356

с углубленным изучением немецкого и английского языков

Московского района Санкт-Петербурга

 

Основы безопасности жизнедеятельности 9кл


Учебная программа по ОБЖ

Класс: 9
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 часа
Учебная программа составлена на основании комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.:Просвещение, 2011г.

Пояснительная записка

Учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе. Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 9 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1 часа.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления.
Освоение программы курса ОБЖ в 9 классе заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору давать экзамен по ОБЖ, и проводится итоговая контрольная работа, на которой учащиеся должны показать знания определений и правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В аттестат о среднем (основном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".

Методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.
Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Виды и формы контроля:

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса

Содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч).

Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире (4 ч)

1.1. Современный мир и Россия.
1.2. Национальные интересы России в современном мире.
1.3. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
1.4. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч)

2.1. Чрезвычайные ситуации и их классификация.
2.2. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.
2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины.
2.4. Угрозы военной безопасности России.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч)

3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС).
3.2. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны.
3.3. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч)

4.1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
4.2. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4.3. Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях.
4.4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)

Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч)

5.1. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
5.2. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления.

Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч)

6.1. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.
6.2. Общегосударственное противодействие терроризму.
6.3. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.

Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч)

7.1. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
7.2. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.

Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 ч)

8.1. Правила поведения при угрозе террористического акта.
8.2. Профилактика наркозависимости.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здоровго образа жизни (11 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9 ч).

Тема 9. Здоровье – условие благополучия человека (3 ч)

9.1.Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.
9.2. Здоровый образ жизни и его составляющие.
9.3. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч)

10.1. Ранние половые связи и их последствия.
10.2. Инфекции, передаваемые половым путем.
10.3. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3ч)

11.1. Брак и семья.
11.2. Семья и здоровый образ жизни человека.
11.3. Основы семейного права в Российской Федерации.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)

Тема 12. Оказание первой помощи (2 ч)

12.1. Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя).
12.2. Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ

№ раздела, темы и урока

Наименование раздела, темы и урока

Количество часов

Раздел

Тема

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности 8

Тема 1.

Национальная безопасность России в современном мире

4

1.1.

Современный мир и Россия.

1

1.2.

Национальные интересы России в современном мире.

1

1.3.

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1

1.4.

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.

1

Тема 2.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России

4

2.1.

Чрезвычайные ситуации и их классификация.

1

2.2.

Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.

1

2.3.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины.

1

2.4.

Угрозы военной безопасности России.

1

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 7

Тема 3.

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

3.1.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС).

1

3.2.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны.

1

3.3.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1

Тема 4.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

4

4.1.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

1

4.2.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1

4.2.

Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях.

1

4.2.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

1

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации 9

Тема 5.

Терроризм и экстремизм: их причины и последствия

2

5.1.

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

1

5.2.

Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления.

1

Тема 6.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

3

6.1.

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

1

6.2.

Общегосударственное противодействие терроризму.

1

6.3.

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.

1

Тема 7.

Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации

2

7.1.

Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

1

7.2.

Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.

1

Тема 8.

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости

2

8.1.

Правила поведения при угрозе террористического акта.

1

8.2.

Профилактика наркозависимости.

1

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни 9

Тема 9.

Здоровье – условие благополучия человека

3

9.1.

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

1

9.2.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

9.3.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

1

Тема 10.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

10.1.

Ранние половые связи и их последствия.

1

10.2.

Инфекции, передаваемые половым путем.

1

10.3.

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

1

Тема 11.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

11.1.

Брак и семья.

1

11.2.

Семья и здоровый образ жизни человека.

1

11.3.

Основы семейного права в Российской Федерации.

1

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи 2

Тема 12.

Оказание первой помощи

2

12.1.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя).

1

12.2.

Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.

1

         

Требования к уровню подготовки учащихся 9-х классов

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе ученик должен знать:
♦ потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
♦ основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
♦ законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
♦ наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
♦ основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
♦ правила поведения при угрозе террористического акта;
♦ государственную политику противодействия наркотизму;

Ученик должен уметь:

♦ предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
♦ принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
♦ действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
♦ пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
♦ оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦ обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
♦ активного отдыха в природных условиях;
♦ оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
♦ соблюдения норм здорового образа жизни.

Преподаватель-организатор ОБЖ ______________ Е.В.Новикова