Программа по музыке для 7кл.
- Подробности
- Автор: Шлёнова О.М.
Пояснительная записка
Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 7 классе является закрепление умения ориентироваться в разных музыкальных жанрах и стилях, явлениях и событиях, а также давать оценку звучащей музыки. Содержание раскрывается в учебных темах по четвертям.
- Тема первой четверти: «Что значит современность в музыке?».
- Тема второй четверти: «Музыка «серьезная» и музыка «легкая».
- Тема третьей четверти: «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год;
- утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений). и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита творческих проектов.
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
- специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
- уметь
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий
- определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Содержание | Кол-во часов | |||
---|---|---|---|---|
1 четверть. Тема «Что значит современность в музыке?». | 9 часов | |||
1. Введение. История развития музыкального искусства. | 1 час | |||
2. Музыкальные стили: средневековье, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, модерн, авангард. | 7 часов | |||
3. Итоговый тест по теме «Музыкальные стили». |
1 час | |||
2 четверть Тема «Музыка «серьёзная» и музыка «лёгкая». | 7 часов | |||
1. Введение. Понятия – «лёгкая» и «серьёзная» музыка. | 1 час | |||
2. Эстрадный жанр. | 1 час | |||
3. Музыкальная обработка. | 2 часа | |||
4. Танцевальная музыка. | 1 час | |||
5. Джаз. | 1 час | |||
6. Обобщение темы «Лёгкая и серьёзная музыка». | 1 час | |||
3 четверть. Тема «Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки». | 10 часов | |||
1. Введение в тему. Синтетические жанры. | 1 час | |||
2. Жанр – оперетта. | 1 час | |||
3. Жанр – симфоджаз. | 1 час | |||
4. Жанр – опера. | 2 часа | |||
5. Взаимопроникновение музыкальных жанров. | 3 часа | |||
6. Обобщение темы четверти. | 1 час | |||
7. Резерв. | 1 час | |||
4 четверть. Тема «Великие наши «современники». | 8 часов | |||
1. Введение в тему «Великие наши современники». Традиции и новаторство Л.в.Бетховена. | 1 час | |||
2. Традиции и новаторство М.П.Мусоргского. | 1 часа | |||
3. Традиции и новаторство С.С.Прокофьева. | 1 час | |||
4. Авторская песня: история создания. | 1 час | |||
5. Тема войны в жанре авторская песня. | 1 час | |||
6. Рок - музыка: история развития, направления. | 1 час | |||
7. Обобщение темы «Великие наши современники». | 1 час | |||
8. Обобщение знаний о музыке. | 1 час |
Календарно-тематическое планирование (34ч)
№ урока | Дата | Тема | Элементы содержания | Формы контроля | |||||||
план | факт | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 четверть. Тема «Что значит современность в музыке?». | |||||||||||
1. | 2-5.09 | 1. Введение. История развития музыкального искусства. Цель: формирование целостного представления учащихся об истории возникновения музыкального искусства. | Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение материала 6-го класса по темам «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия». История зарождения музыки с опорой на знания учащихся. Понятия «современник», «современность». Теории зарождения музыки с музыкальными примерами. Древняя музыка: предназначение, фольклорные жанры, музыкальные инструменты. ИКТ «Древние музыкальные инструменты». Понятия «рага», «пентатоника». Древнеиндийская и Древнекитайская музыка. Слушание: Индийская рага. Ритмические ансамбли ударных инструментов. Исполнение: на усмотрение учащихся из ранее разученного репертуара. | Устный опрос. | |||||||
2. | 7-12.09 | 2. Музыкальные стили: Средневековье. Цель: сформировать представления учащихся об особенностях музыки Средневековья. | Понятия «светская и религиозная музыка». Жанры средневековой музыки: светские - пастурель, альба, сервента, рандель, духовные – григорианский хорал. Представители: трубадуры, труверы, менестрели. Гвидо Арецкий – создатель системы записи нот. Слушание: цикл «Песни трубадуров» - С.Слонимский (стилизация); григорианский хорал. Разучивание: «Из вагантов» - А.Журбин. | Доклады учащихся. Сиквейн. | |||||||
3. | 14-19.09 | 3. Музыкальные стили: Возрождение и Барокко. Цель: сформировать представления учащихся о музыкальных жанрах и композиторах эпохи Возрождения и Барокко. | Возникновение понятия «стиль». Жанры – мадригал, фуга, месса. Месса (Гийом Демашо). Совершенствование конструкции музыкальных инструментов: развитие клавишных инструментов и виол. Нотопечатание. Представители: О.Лассо, Д-Б де Палестрина, Дж. Данстейбл. Понятия «Возрождение» и «Барокко». Слушание: Reqviem -В.А.Моцарт (отдельные части), И.С.Бах; Цикл «Времена года» - А.Вивальди. Разучивание: «Из вагантов» - А.Журбин. | Доклады учащихся. Дневник музыкальных впечатлений. | |||||||
4. | 21-26.09 | 4. Музыкальные стили: классицизм. Цель: расширить представления учащихся о композиторах венской школы с позиций стиля классицизм. | Понятие «классицизм». Венские классики: Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен. Слушание: Неоконченная симфония – Й.Гайдн, Соната вроде фантазии №14 – Л. Бетховен. Разучивание: «Из вагантов» - А.Журбин. | Доклады учащихся. Устный опрос. Хоровое исполнеие. | |||||||
5. | 28.09-3.10 | 5. Музыкальные стили: романтизм. Цель: расширить представления учащихся о композиторах Ф.Шопене, И.Штраусе, П.И.Чайковском –представителях романтизма. | Понятия «романтизм»». Ф.Шопен, И.Штраус, П.И.Чайковский. Сравнение музыки композиторов-романтиков европейской и русской музыкальных школ.. Слушание: Полька-пиццикато – И.Штраус; Вальсы – Ф.Шопен; Сентиментальный вальс – П.И.Чайковский Исполнение: «Из вагантов». Разучивание: «Менуэт» - Л.Марченко. | Доклады учащихся. Устный опрос. Исполнение в ансамбле. | |||||||
6. | 5-10.10 | 6. Музыкальные стили: импрессионизм. Цель: расширить представления учащихся о музыке композиторов-импрессионистов | Музыкальный стиль импрессионизм. Творчество композиторов-импрессионистов – К.А.Дебюсси и М.Равеле. Черты сходства на основе средств музыкальной выразительности. Программность музыки, черты изобразительности. Слушание: «Послеполуденный отдых фавна» – К.А.Дебюсси; Сюита «Море» - М.Равель Разучивание: «Менуэт» - Л.Марченко. | Дневник музыкальных впечатлений. | |||||||
7. | 12-17.10 |