Blue Colour Green Colour Orange Colour Red Colour

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 356

с углубленным изучением немецкого и английского языков

Московского района Санкт-Петербурга

 

Наставничество

Приказ о внедрении целевой модели наставничества
Приказ №108 о назначении наставников и формировании наставнических пар
Приказ №137 о назначении наставников и формировании наставнических пар
Программа профессиональной адаптации и развития молодых учителей 
Программа наставничества (pdf) 
Положение о наставничестве (pdf) 
Методология наставничества (pdf) 
Распоряжение Р-145 от 25.12.2019 (pdf) 
Распоряжение 623-Р от 30.03.2022 по наставничеству КО

 25 апреля 2023 в Московском районе Санкт-Петербурга состоялся городской научно-методический семинар «Организация наставничества в школе: Роль педагога-наставника при подготовке будущих учителей иностранного языка» при поддержке кафедры раннего обучения иностранным языкам института детства РГПУ им. А. И. Герцена.
Подробнее...


ВНЕДРЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

 В ГБОУ школе № 356 с 2021 года организована работа по внедрению целевой модели наставничества обучающихся по программам среднего профессионального образования в соответствии с  методологией (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом обучающимися, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года №Р-145, целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования.

Наставничество — это поддержка человека (учащегося, студента), способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.

Целевая модель наставничества педагогических работников

Цель: создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в образовательных организациях для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогов.

Целевая модель наставничества обучающихся

Цель: создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в образовательных организациях для обеспечения личностного развития и ранней профессиональной ориентации обучающихся.

Программа наставничества – это комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Этапы:

  • Подготовка условий для запуска программы наставничества
  • Формирование базы наставляемых
  • Формирование базы наставников
  • Отбор и обучение наставников
  • Формирование тандемов/групп
  • Запуск Программы
  • Завершение Программы

Алгоритм реализации:

  1. Изучение нормативной базы и тематических методических материалов
  2. Информирование: педагогический совет, рубрика на сайте школы, радиолинейка – 18.03.2020, классное просвещение с популяризацией НАСТАВНИЧЕСТВА
  3. Формирование базы наставляемых
  4. Формирование базы наставников
  5. Отбор и обучение наставников
  6. Формирование тандемов/ групп
  7. Организация работы тандемов/групп
  8. Завершение наставничества

 

 

 

КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

I этап — подготовительный

Суть этапа:

Комплект материалов по реализации программ наставничества предназначен для процесса сопровождения и документирования программы наставничества на всех этапах ее реализации.

На подготовительном этапе рекомендуется использовать анкеты выявления запросов обучающихся (1) и молодых специалистов (2) для формирования запросов от потенциальных наставляемых и анкету выявления компетенций наставника (3) для поиска соответствующих этим запросам наставников.

 

 

II этап — формирование баз наставников и наставляемых

Суть этапа:

В результате сбора и обработки анкет потенциальных наставляемых выявляются конкретные дефициты обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно устранить с помощью наставничества. На этом этапе формируется база наставников и база наставляемых, необходимые для формирования наставнических пар и контроля достижения плановых показателей внедрения Целевой модели наставничества.

 

III этап —  координация и  сопровождение процесса взаимодействия наставнических пар

Суть этапа:

Для координации и сопровождения процесса взаимодействия наставнических пар на этапе реализации программы целесообразно использовать дневник наставника (1) и дневник наставляемого (2): в них отражается периодичность, формат, цель, темы, содержание и результат встреч, а также обратная связь от участников пары.

 

 

IV этап — мониторинг удовлетворенности участием в программе наставничества

Суть этапа:

На данном этапе реализации осуществляется мониторинг личной удовлетворенности участием в программе наставничества посредством анкетирования участников (анкета удовлетворенности наставника и анкета удовлетворенности наставляемого). Анализ предложенных анкет позволит выявить сильные и слабые стороны для дальнейшей корректировки программы (при необходимости).

 

V этап — завершение реализации программы наставничества

Суть этапа:

На этапе завершения реализации программы наставник предоставляет отчет, который отражает планируемые результаты и краткую характеристику достигнутых показателей (отчет наставника).  Руководителем программы производится оценка деятельности наставника, которая отражает уровень эффективности реализации программы в соответствии с разработанными критериями (лист оценки работы наставника).

По завершении программы потенциальные наставники (из числа наставников текущих программ и из числа наставляемых, которые в будущем могут стать наставниками) заносятся в долгосрочную базу наставников для реализации будущих программ.

 

Со всеми событиями можно ознакомиться в информационно-просветительской группе ВК. 

Наши контакты:

куратор проекта — ,

руководитель проекта в начальной школе — 

Рабочие программы:

Программа наставничества ГБОУ школы № 356 с углубленным изучением немецкого и английского языков Московского района Санкт-Петербурга.

Программа профессиональной адаптации и развития молодых учителей

«3 Орешка Знаний».

 

 

 

Программа профессиональной адаптации и развития молодых учителей

«3 Орешка Знаний»

(Рассчитана на 3 года)

«1й Орешек» - «Я и система образования». В 1й год необходимо выявить проблемные зоны, определить и восполнить эти дефициты и составить карту профессионального роста молодого учителя.

«2й Орешек» - «Я и моя профессия». В течение 2го года необходимо работать над повышением уровня методической грамотности молодого учителя через практику, стажировку.

«3й Орешек» - «Я и моя карьера». 3й год – рефлексивная оценка реализации индивидуальных образовательных программ.

Содержательные блоки программы:

  • Психологическое сопровождение деятельности учителя
  • ФГОС: от теории к практике
  • Технологии и методики обучения
  • Классное руководство и школьное самоуправление
  • Педагогическое проектирование

К этой работе привлекались не только школьные наставники. Но и использовались видео уроков лучших учителей регионов России, зарубежных специалистов (например, внеклассная работа в начальной школе по игровой методике на сайте ESL, уроки по Сингапурской методике). Планируется взаимо-посещение уроков, мастер-классы, совместное проведение уроков, обмен планами уроков.

Проводится мониторинг потребностей молодых учителей и возможностей педагогов – наставников, чтобы понимать потребности молодых специалистов и какими ресурсами мы обладаем относительно наставников. В мониторинге выясняются вопросы: какие формы и методы наставничества они хотели бы. Данные мониторинга используются для организации работы, адресной помощи педагогам.

Организация методических мероприятий:

  • Конкурс совместных мастер-классов «Город Мастеров», чтобы делиться опытом
  • Педагогические квизы для 2х команд: наставников и молодых учителей
  • «Лаборатория лайфхаков»
  • Круглые столы (совместное планирование мероприятий, их обсуждение)
  • Фотоконкурс «Улыбка Учителя»
  • Конкурс методических разработок молодых учителей и наставников «Вместе весело шагать!»:
  1. «Мой урок» - разработка урока, занятия.
  2. «Моя программа» - разработка программ элективного курса, курса внеурочной деятельности.
  3. «Мой сценарий» - разработка сценария классного часа, родительского собрания, праздника.
  4. «Мой проект» - разработка педагогического проекта.
  5. «Мои дидактические материалы» - учебные наглядные пособия, учебные тренажёры и др.

Молодой учитель обязательно должен прокомментировать несколько работ.

 

Траектория развития начинающего педагога (молодого специалиста).

1й год – работа в рамках школьного клуба +  система наставничества

2й год -  Участие в конкурсе «педагогический дебют» + система наставничества

3й год – участие в муниципальных конкурсах + завершение наставничества

4й год – представление опыта на муниципальном уровне

5й год -  участие в конкурсах «Сердце отдаю детям» и т.д.

 

Технология коучинга – одна из основных при реализации наставничества. Этапы коучинга:

  1. Постановка цели и осознание её реальности
  2. Анализ необходимых составляющих успеха
  3. Анализ имеющихся возможностей
  4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии
  5. Мониторинги достижения цели и анализ результатов

 

 

Развитие навыков и умений должно проходить через алгоритм:

 

Внимание – Интерес – Желание – Действие

 

 

Роль наставника:

1й год- передача опыта, в том числе этикета и моделей преподавания, посоветовать эффективные приёмы.

2й год – помогать готовиться к участию в конкурсе «педагогический дебют», создавая таким образом ситуацию успеха. Это позволяет молодому педагогу поверить в свои силы.