Blue Colour Green Colour Orange Colour Red Colour

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 356

с углубленным изучением немецкого и английского языков

Московского района Санкт-Петербурга

 

Основы безопасности жизнедеятельности 10кл

класс: 10.
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Учебная программа составлена на основании комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), М.:Просвещение, 2011г.

Пояснительная записка.

Учебная программа разработана в полной соответствии с обязательным минимумом содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является логическим продолжением программы курса ОБЖ для учащихся 5-9 классов.
В курсе ОБЖ для 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности военной службе", письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14 07 98 г №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел "Основы военной службы" Раздел Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников. Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 10 классе «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1 часа.
В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях. В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени). Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы. В программе реализованы требования Федеральных законов "06 обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43 "О федеральной целевой программе "Создание развитие Российской системы предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях", от 24 июля 1995 года № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • - освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
  • - овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
  • - развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
  • - воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

-
  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • - использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • - участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
  • - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • - оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.
Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание).
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Виды и формы контроля:

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

Содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс

Наиме-нование темы

урока

(№ урока в теме)

Наименование

урока

Форма урока

Цели урока

Вопросы урока

Методическое обеспечение

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения
1(1) Правила поведения в ситуациях криминогенного характера Практическое занятие (ролевая игра) Повторить правила поведения в криминогенной ситуации 1. Правила поведения в криминогенной ситуации.
2. Практическая отработка поведения в криминогенной ситуации
Учебник, муляж телефона, план города
2(2) Правила поведения в ситуациях при угрозе террористического акта Практическое занятие (ролевая игра) Объяснить и закрепить правила поведения при террористическом акте 1. Правила поведения при террористическом акте.
2. Отработка правил поведения при террористическом акте
Учебник, муляж взрывного устройства, маски, муляжи оружия
3(3) Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера Практическое занятие Повторить правила поведения при ЧС природного характера (1-2 вида ЧС, возможных в данной местности) 1. Правила поведения при ЧС.
2. Практическая отработка поведения при ЧС
Учебник, энциклопедия «Чрезвычайные ситуации» под ред. Шойгу С.К.
4(4) Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Практическое занятие Повторить правила поведения при ЧС техногенного характера (1-2 вида ЧС, возможных на данной территории) 1. Правила поведения при ЧС.
2. Практическая отработка поведения при ЧС
Учебник, энциклопедия «Чрезвычайные ситуации» под ред. Шойгу С.К.
5(5) Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности Урок-лекция Познакомить учащихся с нормативными и законодательными документами
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности, их структура и особенности.
2. Права граждан России в области безопасности.
3. Обязанности граждан России в области безопасности.
1. Структура законодательства России по обеспечению безопасности.
2. Основные положения Конституции и законов РФ по обеспечению безопасности
Учебник, Конституция РФ, Законы РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе»
6(6) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и задачи Урок-беседа Познакомить учащихся с вопросами:
1. История и задачи РСЧС.
2. Режимы функционирования РСЧС.
3. Структура РСЧС.
1. История и задачи РСЧС.
2. Режимы функционирования РСЧС.
3. Структура РСЧС.
Учебник, Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
7(7) Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и виды преступлений Урок-лекция Познакомить учащихся с вопросами:
1. Понятие и виды преступлений.
2. Ответственность за уголовные преступления.
3. Привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетних
1. Понятие и виды преступлений.
2. Ответственность за уголовные преступления.
3. Привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетних
Учебник, Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны
8(1) Гражданская оборона – основные понятия, определения и задачи Урок-лекция Познакомить с основными понятиями ГО, задачами системы ГО и органами управления ГО 1. Основные понятия Гражданской обороны.
2. Задачи и органы управления Гражданской обороны.
Учебник, плакаты (слайды)
9(2) Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Ядерное оружие Урок-беседа Ознакомить учащихся с понятием «оружие массового поражения» и историей ОМП.
Ядерное оружие - понятие и поражающие факторы
1. Оружие массового поражения (ОМП).
2. Ядерное оружие - понятие и поражающие факторы
Учебник, плакаты (слайды), схемы, учебный фильм
10(3) Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Химическое оружие Урок-беседа Дать понятие «химическое оружие», его классификация и виды. Признаки применения химического оружия 1. Химическое оружие – понятие и классификация.
2. Виды химического оружия и признаки его применения
Учебник, плакаты (слайды), схемы, учебный фильм
11(4) Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Биологическое оружие Урок-беседа Дать понятие «биологическое оружие» и раскрыть его – виды, признаки применения, особенности и основные мероприятия по защите населения при применении биологического оружия 1. Биологическое оружие – понятие и виды.
2. Признаки применения биологического оружия, его особенности.
3. Основные мероприятия по защите от биологического оружия
Учебник, плакаты (слайды), схемы, учебный фильм
12(5) Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Современные обычные средства поражения Урок-беседа Познакомить с обычными средствами поражения и их классификацией.
Дать определение высокоточного оружия.
Некоторые виды боевого снаряжения обычных боеприпасов.
Зажигательное оружие и зажигательные средства
1. Что понимают под обычными средствами поражения. Высокоточное оружие.
2. Боевое снаряжение обычных боеприпасов.
3. Зажигательное оружие
Учебник, плакаты (слайды), схемы, учебный фильм
13(6) Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени Урок-беседа Ознакомить с понятием оповещения и содержанием сообщений. Изучить организацию оповещения и способы передачи сообщений 1. Понятие оповещения и содержание сообщений.
2. Организация оповещения и способы оповещения
Учебник, плакаты (слайды), схемы
14(7) Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени Урок-беседа Познакомить с понятием «убежище» и его характеристиками и устройством убежища.
Ознакомить с назначением и устройством противорадиационных и простейших укрытий
1. Убежища.
2. Противорадиационные укрытия.
3. Простейшие укрытия
Учебник, плакаты (слайды), схемы
15(8) Средства индивидуальной защиты Урок-беседа Изучить классификацию средств индивидуальной защиты, средства защиты органов дыхания 1. Понятие и состав средств индивидуальной защиты.
2. Противогазы.
3. Респираторы и простейшие средства защиты органов дыхания
Учебник, плакаты (слайды), схемы, противогазы разных типов, респиратор, ватно-марлевая повязка
16(9) Средства индивидуальной защиты кожи Урок-беседа Изучить устройство и пользование индивидуальными средствами защиты кожи 1. Понятие и классификация специальных средств защиты кожи.
2. Изолирующие средства защиты кожи.
3. Фильтрующие средства защиты кожи.
4. Простейшие средства защиты кожи.
Учебник, плакаты (слайды), схемы, ОЗК, Л-1, одежда, которая может быть использована в качестве простейших средств защиты кожи
17(10) Медицинские средства индивидуальной защиты Урок-беседа Изучить предназначение и использование индивидуальных средств медицинской защиты 1. Понятие и назначение медицинских средств защиты.
2. Аптечка индивидуальная АИ-2.
3. Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8.
Учебник, плакаты (слайды), схемы, АИ-2, ИПП-8
18(11) Средства индивидуальной защиты органов дыхания Практическое занятие Получить первичные навыки в подборе противогаза и пользовании противогаза 1. Правила подбора лицевой части противогаза.
2. Правила надевания противогаза.
3. Выполнение норматива по надеванию противогаза.
Учебник, (если есть – «Наставление по РХБЗ»), плакаты (слайды), схемы, противогазы по числу учащихся, респираторы, ватно-марлевые повязки
19(12) Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения Урок-беседа Изучить организацию и ведение разведки в зоне ЧС, организацию спасательных работ, организацию и ведение санитарной обработки 1. Организация и ведение разведки в зоне ЧС.
2. Санитарная обработка людей.
Учебник, плакаты (слайды), схемы
20(13) Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения Практическое занятие Дать первичные навыки в определении вида применённого оружия, в определении первичных мероприятий по защите населения. 1. Определение вида оружия, применённого противником.
2. Первоочерёдные меры по защите населения.
Учебник, (если есть – «Наставление по РХБЗ»), плакаты (слайды), схемы, планы (карты) города (района)
21(14) Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения Урок-беседа Ознакомить с основными терминами и категориями понятия «эвакуация», изучить способы эвакуации, правила поведения при эвакуации. 1. Эвакуация - основные понятия.
2. Способы эвакуации.
3. Правила поведения при эвакуации.
Учебник, плакаты (слайды), схемы
22(15) Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях Урок-беседа Ознакомить с органами управления и задачами ГО в школе. Изучить роль учащихся при проведении мероприятий ГО в школе 1. Органы управления ГО в школе.
2. Задачи ГО в школе.
3. Мероприятия ГО в школе.
Учебник, «Положение о ГО в школе», план мероприятий ГО в школе на текущий год.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Правила безопасного поведения в повседневной жизни
23(1) Безопасность на дорогах Урок-рассказ 1. Причины дорожно-транспортного травматизма.
2. Организация дорожного движения.
1. Изучить: основные требования ПДД по организации безопасности дорожного движения.
2. Получить навыки строгого соблюдения ПДД и безопасного поведения дорогах.
Учебник, учебное пособие «Дорожная безопасность», ПДД.
24(2) Ответственность участников дорожного движения и правовое воздействие на них Урок-рассказ 1. Меры юридической ответственности.
2. Меры административной ответственности.
3. Меры уголовной ответственности.
1. Изучить нормативно-правовые документы: ФЗ, ПДД.
2. Получить знания об ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Учебник, ФЗ «О безопасности дорожного движения», учебное пособие «Дорожная безопасность», ПДД.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Правила безопасного поведения в повседневной жизни
25(1) Порядок движения транспортных средств и ситуации на дорогах Урок-рассказ 1. Конфликтные ситуации:
-пешеход-водитель
-пешеход-пешеход
-водитель-водитель.
2. Правила безопасности при использовании оборудования кабинета технологии и при пользовании домашними столярными и слесарными инструментами и устройствами.
1. Изучить источники опасности при проведении занятий по технологии.
2. Получить первичные навыки в соблюдении правил безопасности при использовании оборудования кабинета технологии и при пользовании домашними столярными и слесарными инструментами и устройствами.
Учебник, правила техники безопасности для кабинета технологии, оборудование кабинета технологии, столярный и слесарный инструмент, доски, металлические заготовки
26(2) Безопасность на дорогах Урок-рассказ 1. Причины дорожно-транспортного травматизма.
2. Организация дорожного движения.
1. Изучить: основные требования ПДД по организации безопасности дорожного движения.
2. Получить навыки строгого соблюдения ПДД и безопасного поведения дорогах.
Учебник, учебное пособие «Дорожная безопасность», ПДД.
27(3) Ответственность участников дорожного движения и правовое воздействие на них Урок-рассказ 1. Меры юридической ответственности.
2. Меры административной ответственности.
3. Меры уголовной ответственности.
1. Изучить нормативно-правовые документы: ФЗ, ПДД.
2. Получить знания об ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Учебник, ФЗ «О безопасности дорожного движения», учебное пособие «Дорожная безопасность», ПДД.

Основы военной службы

Вооружённые силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества и его национальных интересов
28(1) Родина и её национальная безопасность Урок-лекция Показать взаимосвязь национальных интересов России с её культурным и геополитическим своеобразием 1. Наша Родина - Россия.
2. Национальные интересы России.
Учебник, карта России, текст гимна РФ, фильм
29(2) История создания и развития Вооружённых сил России. Военная реформа Ивана Грозного Урок-беседа Ознакомить учащихся с военной историей России в XVI-XVII вв. 1. Военная реформа Ивана Грозного. Создание постоянного войска
2. Первые уставы и военные законы на Руси.
Учебник, слайды, военно-исторические фильмы
30(3) История создания и развития Вооружённых сил России. Современная армия Урок-беседа Ознакомить учащихся с состоянием Вооружённых сил России в настоящее время. 1. Военное строительство в России на рубеже ХХ – ХХI веков.
2. Проблемы Российской армии.
Учебник, слайды, фильмы, периодическая печать
31(4) Состав Вооружённых сил Российской Федерации Урок-беседа Управление оборонным строительством в РФ, полномочия в этом вопросе различных органов государственной власти. Структура ВС РФ 1. Управление обороной государства в РФ. Полномочия должностных лиц.
2. Структура ВС РФ
Учебник, «Военная доктрина Российской Федерации», закон РФ «Об обороне», материалы периодической печати, слайды, схемы
32(5) Состав Вооружённых сил Российской Федерации Урок-беседа Познакомить с назначением, задачами, структурой и вооружением Сухопутных войск 1. Назначение и задачи Сухопутных войск.
2. Структура и вооружение Сухопутных войск
Учебник, схемы, плакаты, слайды, видеофильмы

Основы военной службы

Боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации
33(1) Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма Урок-беседа Изучить основные боевые традиции Вооружённых сил, роль патриотизма в мировоззрении гражданина России 1. Боевые традиции Вооружённых сил – основа воинской морали.
2. Патриотизм
Учебник, схемы, плакаты, слайды, видеофильмы
34(2) Память поколений – дни воинской славы России Урок-лекция Изучить значение дней воинской славы России в оборонной деятельности страны и общества.
Ознакомить учащихся с днями воинской славы России. Дать задание по подготовке мини-проектов по дням воинской славы.
1. Дни воинской славы как важный элемент государственной политики в области обороны.
2. Дни славы русского оружия.
Учебник, схемы, плакаты, слайды, видеофильмы

Основы военной службы

Символы воинской чести
35(1) Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы
Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации
Урок-беседа Изучить значение Боевого знамени части и Военно-морского флага как особо почётного знака, символа воинской чести, доблести и славы.
Познакомить и изучить: ритуалы приведения к военной присяге, вручения Боевого знамени части, вручения оружия и боевой техники молодому пополнению.
1. Боевое знамя части, Военно-морской флаг корабля.
2. История Боевого знамени.
3. Традиции армии и флота, связанные с Боевым знаменем части и Военно-морским флагом
4. Ритуал приведения к военной присяге.
5. Ритуал вручения Боевого знамени части.
6. Ритуал вручения оружия и боевой техники молодому пополнению.
Учебник, изображение Боевого знамени, плакаты, слайды, видеофильмы

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,

УСПЕШНО ОСВОИВШИХ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах
ученик должен знать:
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;
  • о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
  • правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные виды воинской деятельности; общие обязанности солдата в бою;
  • основные способы передвижения солдата в бою;
  • государственные и военные символы Российской Федерации;
  • средства массового поражения и их поражающие факторы;
Ученик должен уметь:
  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
  • - обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • - оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • - выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
  • - пользования индивидуальными средствами защиты;
Должны уметь выполнять элементы строевой и тактической подготовки; обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении
Преподаватель-организатор ОБЖ ____________________Е.В.Новикова