Narrow Default Wide
Blue Colour Green Colour Orange Colour Red Colour

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 356

с углубленным изучением немецкого и английского языков

Московского района Санкт-Петербурга

 

Учебная программа по ОБЖ 11кл

Учебная программа по ОБЖ

Класс: 11.
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Учебная программа составлена на основании комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), М.:Просвещение, 2011г.

Пояснительная записка.

Учебная программа разработана в полной соответствии с обязательным минимумом содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является логическим продолжением программы курса ОБЖ для учащихся 5-9 классов. В курсе ОБЖ для 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности военной службе", письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14 07 98 г №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел "Основы военной службы" Раздел Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников. Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 10 классе «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1 часа.
В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях. В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени). Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы. В программе реализованы требования Федеральных законов "06 обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43 "О федеральной целевой программе "Создание развитие Российской системы предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях", от 24 июля 1995 года № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • - освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
  • - овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
  • - развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
  • - воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • - умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • - использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • - участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
  • - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • - оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения:
  1. Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
  2. Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
  3. Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание).
  4. Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
  5. Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
  6. Стимулирования и мотивации.
  7. Самостоятельной учебной деятельности.
  8. Фронтальная форма обучения активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Виды и формы контроля:

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

Содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс

Наиме-нование

темы

урока

(№ урока в теме)

Наименование

урока

Форма урока

Вопросы урока

Цели урока

Основы военной службы

История военной службы
1(1) Войны в истории человечества и России Урок-лекция 1. Война как форма взаимоотношений народов и государства.
2. Негативное влияние войны на судьбы народов и государств.
3. Некоторые позитивные стороны влияния военной деятельности народов на развитие культуры.
Изучить роль и место войны в жизни общества, её разрушительный и деструктивный характер. Ознакомить учащихся с некоторыми позитивными сторонами влияния военной деятельности народов на развитие их культуры.
2(2) Военная служба – особый вид государственной службы Урок-беседа 1. Правовые акты, на которых основывается военная служба.
2. Формы реализации военной службы.
Изучить правовые акты, на которых основывается военная служба, формы реализации военной службы
3(3) Исполнение обязанностей военной службы Урок-беседа 1. Понятие «исполнения обязанностей военной службы» и его правовой смысл.
2. Принципы военной службы.
3. Отличие военной службы от других видов государственной службы.
Изучить правовой смысл понятия «исполнения обязанностей военной службы», принципы военной службы и её отличие от других видов государственной службы.
4(4) Организация обороны Российской Федерации Урок-беседа 1. Понятие обороны и структура организации обороны.
2. Права и обязанности граждан России в области обороны.
3. Ключевые понятия закона РФ «Об обороне».
Изучить понятие обороны, структуру её организации, права и обязанности граждан РФ в области обороны. Дать представление о ключевых понятиях закона РФ «Об обороне».

Основы военной службы

Воинская обязанность
5(1) Основные сведения о воинской обязанности Урок-лекция 1. Сущность воинской обязанности.
2. Особенности воинской обязанности.
3 . Обеспечение воинской обязанности.
Изучить сущность, особенности и обеспечение воинской обязанности.
6(2) Организация воинского учёта и его предназначение Урок-беседа 1. Цели, задачи и назначение воинского учёта.
2. Порядок постановки граждан на воинский учёт.
3. Определение годности гражданина к военной службе.
4. Обязанности гражданина по воинскому учёту.
Изучить цели, задачи и назначение воинского учёта, порядок постановки на воинский учёт, определение годности к военной службе, обязанности по воинскому учёту.
7(3) Обязательная подготовка граждан к военной службе Урок-беседа 1. Подготовка по основам военной службы.
2. Военно-патриотическое воспитание.
3. Подготовка по военно-учётным специальностям.
Изучить цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе.
8(4) Добровольная подготовка граждан к военной службе Урок-беседа 1. Структура и содержание добровольной подготовки граждан к военной службе.
2. Подготовка граждан в военно-учебных центрах и на военных кафедрах при ОУВПО.
Изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки граждан к военной службе
9(5) Освидетельствование граждан и профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учёт. Психологическая классификация воинских должностей Урок-беседа 1. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учёт.
2. Профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учёт.
3. Психологическая классификация воинских должностей
Изучить медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учёт, профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учёт, психологическую классификацию воинских должностей
10(6) Организация призыва на военную службу Урок-беседа 1. Категории граждан, подлежащих призыву на военную службу.
2. Районная (городская) призывная комиссия и её функция.
3. Отсрочки от призыва на военную службу и порядок их предоставления
Изучить организацию призыва на военную службу, отсрочки от призыва на военную службу и порядок их предоставления
11(7) Ответственность граждан по вопросам призыва Урок-беседа 1. Уважительные причины неявки граждан по вызову военного комиссариата.
2. Уголовная и административная ответственность граждан по вопросам призыва
Изучить ответственность граждан по вопросам призыва, уважительные причины неявки граждан по вызову военного комиссариата.

Основы военной службы

Особенности военной службы
12(1) Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни Урок-лекция 1. История создания общевоинских уставов в России.
2. Структура общевоинских уставов, их назначение и содержание.
Изучить структуру и содержание общевоинских уставов. Ознакомиться с историей создания уставов в России
13(2) Военная присяга – клятва воина на верность Родине - России Урок-беседа 1. История военной присяги в России.
2. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге.
3. Условия приведения военнослужащих к военной присяге.
Изучить условия и порядок приведения военнослужащих к военной присяге
14(3) Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок Урок-беседа 1. Размещение военнослужащих и повседневный порядок.
2. Распорядок дня и регламент служебного времени.
Изучить размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок
15(4) Воинские звания военнослужащих ВС РФ Урок-беседа 1. Воинские звания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации.
2. Порядок присвоения воинских званий.
Изучить воинские звания военнослужащих ВС РФ и порядок их присвоения
16(5) Военная форма одежды Урок-беседа 1. Структура военной формы одежды.
2. Порядок ношения военной формы одежды.
Изучить военную форму одежды и порядок её ношения

Основы военной службы

Правовые основы военной службы
17(1) Социальная защита военнослужащих Урок-лекция 1. Понятие социальной защищённости.
2. История социальной защиты военнослужащих в России
Ознакомиться с понятием социальной защищённости и с историей социальной защиты военнослужащих в России
18(2) Статус военнослужащего. Правовая защита военнослужащих и членов их семей Урок-беседа 1. Статус военнослужащего.
2. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих.
3. Права и свободы военнослужащих.
4. Довольствие военнослужащих. Льготы и компенсации.
Изучить статус военнослужащего, его права, свободы, льготы и компенсации.

Основы военной службы

Правовые основы военной службы
19(3) Прохождение военной службы по контракту Урок-беседа 1. История контрактной службы.
2. Поступление на военную службу по контракту.
3. Прохождение военной службы по контракту. Особенности прохождения службы по контракту военнослужащими-женщинами.
Изучить порядок поступления на военную службу по контракту и её прохождения.
Ознакомить с историей и проблемами контрактной службы.
20(4) Альтернативная гражданская служба Коллективное разрешение проблемы 1. Постановка проблемы. Альтернативная гражданская служба и её отличие от военной службы.
2. Разрешение проблемы. Сравнение законов и выяснение отличий.
История контрактной службы.
Получить навык самостоятельной работы с правовыми документами. Изучить особенности альтернативной гражданской службы по сравнению с военной службой
21(5) Обязанности и ответственность военнослужащих Урок-беседа 1. Обязанности военнослужащих.
2. Юридическая ответственность военнослужащих.
Изучить обязанности военнослужащих, юридическую ответственность военнослужащих.
22(6) Увольнение с военной службы Урок-беседа 1. Порядок увольнения с военной службы.
2. Запас Вооружённых сил.
Изучить порядок увольнения с военной службы и прохождение службы в запасе

Основы военной службы

Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых сил России
23(1) Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества Урок-лекция 1. Чувство патриотизма – важнейшее качество военнослужащего.
2. Верность Боевому знамени.
3. Воинская честь
Ознакомить учащихся с ролью патриотизма в мировоззрении воинов, с понятием воинской чести и традицией верности Боевому знамени.
24(2) Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Виды воинской деятельности Урок-беседа 1. Военные профессии.
2. Требования к воинам-специалистам.
3. Виды воинской деятельности
Изучить требования к воину-специалисту, порядок подготовки по воинским специальностям, виды воинской деятельности.
Ознакомить с многообразием воинских профессий.
25(3) Требования, предъявляемые к морально-этическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащих Урок-беседа 1. Требования к морально-психологической готовности военнослужащих.
2. Психологическая готовность воина к бою.
3. Способы формирования психологической готовности
Изучить понятие и значение психологической готовности, способы её формирования. Ознакомить с требованиями к морально-психологической готовности военнослужащих
26(4) Воинская дисциплина. Её суть и значение Урок-беседа 1. Воинская дисциплина, её сущность и требования.
2. Приказ командира – приказ Родины.
3. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе
Изучить сущность дисциплины и её требования, сущность исполнительности.
Ознакомить учащихся особенностям взаимоотношений в воинском коллективе
27(5) Офицер Российской армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службой. Подготовка офицерских кадров Урок-беседа 1. История российского офицерского корпуса.
2. Требования, предъявляемые к офицеру военной службой.
3. Военные образовательные учреждения
Изучить требования, предъявляемые к офицеру военной службой.
Ознакомить с историей российского офицерского корпуса и порядком поступления и обучения в военных образовательных учреждениях
28(6) Международная миротворческая деятельность Вооружённых сил России Урок-беседа 1. Некоторые вопросы международного права войны.
2. Международная миротворческая деятельность Вооружённых сил России
Ознакомить учащихся с важнейшими положениями международного права войны.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни
Правила безопасного поведения в повседневной жизни
29(1) Правила личной гигиены и здоровье Урок-лекция 1. Понятие личной гигиены.
2. Полезные привычки подростка.
3. Гигиена и физическая культура.
Изучить правила личной гигиены, связь гигиены и физической культуры.
30(2) Безопасность на дорогах Урок-рассказ 1. Причины дорожно-транспортного травматизма.
2. Организация дорожного движения.
1. Изучить: основные требования ПДД по организации безопасности дорожного движения.
2. Получить навыки строгого соблюдения ПДД и безопасного поведения дорогах.
31(3) Ответственность участников дорожного движения и правовое воздействие на них Урок-рассказ 1. Меры юридической ответственности.
2. Меры административной ответственности.
3. Меры уголовной ответственности.
1. Изучить нормативно-правовые документы: ФЗ, ПДД.
2. Получить знания об ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
32(4) Порядок движения транспортных средств и ситуации на дорогах Урок-рассказ 1. Конфликтные ситуации:
-пешеход-водитель
-пешеход-пешеход
-водитель-водитель.
2. Правила безопасности при использовании оборудования кабинета технологии и при пользовании домашними столярными и слесарными инструментами и устройствами.
1. Изучить источники опасности при проведении занятий по технологии.
2. Получить первичные навыки в соблюдении правил безопасности при использовании оборудования кабинета технологии и при пользовании домашними столярными и слесарными инструментами и устройствами.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
33-35
(1-3)
Первая помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте Урок-беседа или объединённые практические занятия 1. Острая сердечная недостаточность - симптомы и первая помощь.
2. Инсульт - симптомы и первая помощь.
Изучить симптомы острой сердечной недостаточности. Получить первичные навыки оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности, инсульте
Оказание первой доврачебной помощи при ДТП. Медицинская аптечка 1. Медикаменты, входящие в медицинскую аптечку, их предназначение.
2. Практическая отработка использования медицинской аптечки в условиях оказания первой помощи при ДТП
Получить навыки оказания первой доврачебной помощи при ДТП.
Очерёдность оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП 1. Угрожающие жизни состояния.
2. Техника укладывания в безопасное положение
Получить навыки оказания помощи пострадавшим в ДТП

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,

УСПЕШНО ОСВОИВШИХ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 11 классах
ученик должен знать:
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни;
  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
  • правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные виды воинской деятельности;
  • общие обязанности солдата в бою;
  • основные способы передвижения солдата в бою;
поражающие факторы;
Ученик должен уметь:
  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
  • - обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • - оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • - выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
  • - пользования индивидуальными средствами защиты;
Должны уметь выполнять элементы строевой и тактической подготовки; обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении
Преподаватель-организатор ОБЖ ____________________Е.В.Новикова