Blue Colour Green Colour Orange Colour Red Colour

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 356

с углубленным изучением немецкого и английского языков

Московского района Санкт-Петербурга

 

Программа по музыке для 7кл.

Пояснительная записка

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 7 классе является закрепление умения ориентироваться в разных музыкальных жанрах и стилях, явлениях и событиях, а также давать оценку звучащей музыки.
Содержание раскрывается в учебных темах по четвертям.
  • Тема первой четверти: «Что значит современность в музыке?».
  • Тема второй четверти: «Музыка «серьезная» и музыка «легкая».
  • Тема третьей четверти: «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки».
Важной линией реализации тематических блоков является постижение жанровых и стилистических особенностей музыкального языка, трактовка стиля как отражения мироощущения композитора, исполнителя, слушателя.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год;
  • утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений). и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита творческих проектов.
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
  • специфику музыки как вида искусства;
  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
  • основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • основные формы музыки;
  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
  • уметь
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
    • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
    • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий
    • определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Тематическое планирование по предмету «Музыка» 7 класс (34 часа).
Содержание Кол-во часов
1 четверть.
Тема «Что значит современность в музыке?».
9 часов
1. Введение. История развития музыкального искусства. 1 час
2. Музыкальные стили: средневековье, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, модерн, авангард. 7 часов
3. Итоговый тест по теме «Музыкальные стили».
1 час
2 четверть
Тема «Музыка «серьёзная» и музыка «лёгкая».
7 часов
1. Введение. Понятия – «лёгкая» и «серьёзная» музыка. 1 час
2. Эстрадный жанр. 1 час
3. Музыкальная обработка. 2 часа
4. Танцевальная музыка. 1 час
5. Джаз. 1 час
6. Обобщение темы «Лёгкая и серьёзная музыка». 1 час
3 четверть.
Тема «Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки».
10 часов
1. Введение в тему. Синтетические жанры. 1 час
2. Жанр – оперетта. 1 час
3. Жанр – симфоджаз. 1 час
4. Жанр – опера. 2 часа
5. Взаимопроникновение музыкальных жанров. 3 часа
6. Обобщение темы четверти. 1 час
7. Резерв. 1 час
4 четверть.
Тема «Великие наши «современники».
8 часов
1. Введение в тему «Великие наши современники». Традиции и новаторство Л.в.Бетховена. 1 час
2. Традиции и новаторство М.П.Мусоргского. 1 часа
3. Традиции и новаторство С.С.Прокофьева. 1 час
4. Авторская песня: история создания. 1 час
5. Тема войны в жанре авторская песня. 1 час
6. Рок - музыка: история развития, направления. 1 час
7. Обобщение темы «Великие наши современники». 1 час
8. Обобщение знаний о музыке. 1 час

Календарно-тематическое планирование (34ч)

урока
Дата Тема Элементы содержания Формы
контроля
план факт
1 четверть. Тема «Что значит современность в музыке?».
1. 2-5.09 1. Введение. История развития музыкального искусства.
Цель: формирование целостного представления учащихся об истории возникновения музыкального искусства.
Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение материала 6-го класса по темам «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия».
История зарождения музыки с опорой на знания учащихся. Понятия «современник», «современность». Теории зарождения музыки с музыкальными примерами. Древняя музыка: предназначение, фольклорные жанры, музыкальные инструменты. ИКТ «Древние музыкальные инструменты». Понятия «рага», «пентатоника». Древнеиндийская и Древнекитайская музыка.
Слушание: Индийская рага. Ритмические ансамбли ударных инструментов.
Исполнение: на усмотрение учащихся из ранее разученного репертуара.
Устный опрос.
2. 7-12.09 2. Музыкальные стили: Средневековье.
Цель: сформировать представления учащихся об особенностях музыки Средневековья.
Понятия «светская и религиозная музыка». Жанры средневековой музыки: светские - пастурель, альба, сервента, рандель, духовные – григорианский хорал. Представители: трубадуры, труверы, менестрели. Гвидо Арецкий – создатель системы записи нот.
Слушание: цикл «Песни трубадуров» - С.Слонимский (стилизация); григорианский хорал.
Разучивание: «Из вагантов» - А.Журбин.
Доклады учащихся.
Сиквейн.
3. 14-19.09 3. Музыкальные стили: Возрождение и Барокко.
Цель:
сформировать представления учащихся о музыкальных жанрах и композиторах эпохи Возрождения и Барокко.
Возникновение понятия «стиль». Жанры – мадригал, фуга, месса. Месса (Гийом Демашо). Совершенствование конструкции музыкальных инструментов: развитие клавишных инструментов и виол. Нотопечатание. Представители: О.Лассо, Д-Б де Палестрина, Дж. Данстейбл. Понятия «Возрождение» и «Барокко».
Слушание: Reqviem -В.А.Моцарт (отдельные части), И.С.Бах; Цикл «Времена года» - А.Вивальди.
Разучивание: «Из вагантов» - А.Журбин.
Доклады учащихся.
Дневник музыкальных впечатлений.

4. 21-26.09 4. Музыкальные стили: классицизм.
Цель: расширить представления учащихся о композиторах венской школы с позиций стиля классицизм.
Понятие «классицизм». Венские классики: Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен.
Слушание: Неоконченная симфония – Й.Гайдн, Соната вроде фантазии №14 – Л. Бетховен.
Разучивание: «Из вагантов» - А.Журбин.
Доклады учащихся.
Устный опрос.
Хоровое исполнеие.
5. 28.09-3.10 5. Музыкальные стили: романтизм.
Цель: расширить представления учащихся о композиторах Ф.Шопене, И.Штраусе, П.И.Чайковском –представителях романтизма.
Понятия «романтизм»». Ф.Шопен, И.Штраус, П.И.Чайковский. Сравнение музыки композиторов-романтиков европейской и русской музыкальных школ..
Слушание: Полька-пиццикато – И.Штраус; Вальсы – Ф.Шопен; Сентиментальный вальс – П.И.Чайковский
Исполнение: «Из вагантов».
Разучивание: «Менуэт» - Л.Марченко.
Доклады учащихся.
Устный опрос.
Исполнение в ансамбле.
6. 5-10.10 6. Музыкальные стили: импрессионизм.
Цель: расширить представления учащихся о музыке композиторов-импрессионистов
Музыкальный стиль импрессионизм. Творчество композиторов-импрессионистов – К.А.Дебюсси и М.Равеле. Черты сходства на основе средств музыкальной выразительности. Программность музыки, черты изобразительности.
Слушание: «Послеполуденный отдых фавна» – К.А.Дебюсси; Сюита «Море» - М.Равель
Разучивание: «Менуэт» - Л.Марченко.
Дневник музыкальных впечатлений.
7. 12-17.10