Наставничество
- Подробности
- Автор: Administrator
Приказ о внедрении целевой модели наставничества
Приказ №108 о назначении наставников и формировании наставнических пар
Приказ №137 о назначении наставников и формировании наставнических пар
Программа профессиональной адаптации и развития молодых учителей
Программа наставничества (pdf)
Положение о наставничестве (pdf)
Методология наставничества (pdf)
Распоряжение Р-145 от 25.12.2019 (pdf)
Распоряжение 623-Р от 30.03.2022 по наставничеству КО
25 апреля 2023 в Московском районе Санкт-Петербурга состоялся городской научно-методический семинар «Организация наставничества в школе: Роль педагога-наставника при подготовке будущих учителей иностранного языка» при поддержке кафедры раннего обучения иностранным языкам института детства РГПУ им. А. И. Герцена.
Подробнее...
ВНЕДРЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
В ГБОУ школе № 356 с 2021 года организована работа по внедрению целевой модели наставничества обучающихся по программам среднего профессионального образования в соответствии с методологией (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом обучающимися, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года №Р-145, целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования.
Наставничество — это поддержка человека (учащегося, студента), способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.
Целевая модель наставничества педагогических работников
Цель: создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в образовательных организациях для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогов.
Целевая модель наставничества обучающихся
Цель: создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в образовательных организациях для обеспечения личностного развития и ранней профессиональной ориентации обучающихся.
Программа наставничества – это комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Этапы:
- Подготовка условий для запуска программы наставничества
- Формирование базы наставляемых
- Формирование базы наставников
- Отбор и обучение наставников
- Формирование тандемов/групп
- Запуск Программы
- Завершение Программы
Алгоритм реализации:
- Изучение нормативной базы и тематических методических материалов
- Информирование: педагогический совет, рубрика на сайте школы, радиолинейка – 18.03.2020, классное просвещение с популяризацией НАСТАВНИЧЕСТВА
- Формирование базы наставляемых
- Формирование базы наставников
- Отбор и обучение наставников
- Формирование тандемов/ групп
- Организация работы тандемов/групп
- Завершение наставничества
КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА
I этап — подготовительный
Суть этапа:
Комплект материалов по реализации программ наставничества предназначен для процесса сопровождения и документирования программы наставничества на всех этапах ее реализации.
На подготовительном этапе рекомендуется использовать анкеты выявления запросов обучающихся (1) и молодых специалистов (2) для формирования запросов от потенциальных наставляемых и анкету выявления компетенций наставника (3) для поиска соответствующих этим запросам наставников.
II этап — формирование баз наставников и наставляемых
Суть этапа:
В результате сбора и обработки анкет потенциальных наставляемых выявляются конкретные дефициты обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно устранить с помощью наставничества. На этом этапе формируется база наставников и база наставляемых, необходимые для формирования наставнических пар и контроля достижения плановых показателей внедрения Целевой модели наставничества.
III этап — координация и сопровождение процесса взаимодействия наставнических пар
Суть этапа:
Для координации и сопровождения процесса взаимодействия наставнических пар на этапе реализации программы целесообразно использовать дневник наставника (1) и дневник наставляемого (2): в них отражается периодичность, формат, цель, темы, содержание и результат встреч, а также обратная связь от участников пары.
IV этап — мониторинг удовлетворенности участием в программе наставничества
Суть этапа:
На данном этапе реализации осуществляется мониторинг личной удовлетворенности участием в программе наставничества посредством анкетирования участников (анкета удовлетворенности наставника и анкета удовлетворенности наставляемого). Анализ предложенных анкет позволит выявить сильные и слабые стороны для дальнейшей корректировки программы (при необходимости).
V этап — завершение реализации программы наставничества
Суть этапа:
На этапе завершения реализации программы наставник предоставляет отчет, который отражает планируемые результаты и краткую характеристику достигнутых показателей (отчет наставника). Руководителем программы производится оценка деятельности наставника, которая отражает уровень эффективности реализации программы в соответствии с разработанными критериями (лист оценки работы наставника).
По завершении программы потенциальные наставники (из числа наставников текущих программ и из числа наставляемых, которые в будущем могут стать наставниками) заносятся в долгосрочную базу наставников для реализации будущих программ.
Со всеми событиями можно ознакомиться в информационно-просветительской группе ВК.
Наши контакты:
куратор проекта — ,
руководитель проекта в начальной школе —
Рабочие программы:
Программа наставничества ГБОУ школы № 356 с углубленным изучением немецкого и английского языков Московского района Санкт-Петербурга.
Программа профессиональной адаптации и развития молодых учителей
«3 Орешка Знаний».
Программа профессиональной адаптации и развития молодых учителей
«3 Орешка Знаний»
(Рассчитана на 3 года)
«1й Орешек» - «Я и система образования». В 1й год необходимо выявить проблемные зоны, определить и восполнить эти дефициты и составить карту профессионального роста молодого учителя.
«2й Орешек» - «Я и моя профессия». В течение 2го года необходимо работать над повышением уровня методической грамотности молодого учителя через практику, стажировку.
«3й Орешек» - «Я и моя карьера». 3й год – рефлексивная оценка реализации индивидуальных образовательных программ.
Содержательные блоки программы:
- Психологическое сопровождение деятельности учителя
- ФГОС: от теории к практике
- Технологии и методики обучения
- Классное руководство и школьное самоуправление
- Педагогическое проектирование
К этой работе привлекались не только школьные наставники. Но и использовались видео уроков лучших учителей регионов России, зарубежных специалистов (например, внеклассная работа в начальной школе по игровой методике на сайте ESL, уроки по Сингапурской методике). Планируется взаимо-посещение уроков, мастер-классы, совместное проведение уроков, обмен планами уроков.
Проводится мониторинг потребностей молодых учителей и возможностей педагогов – наставников, чтобы понимать потребности молодых специалистов и какими ресурсами мы обладаем относительно наставников. В мониторинге выясняются вопросы: какие формы и методы наставничества они хотели бы. Данные мониторинга используются для организации работы, адресной помощи педагогам.
Организация методических мероприятий:
- Конкурс совместных мастер-классов «Город Мастеров», чтобы делиться опытом
- Педагогические квизы для 2х команд: наставников и молодых учителей
- «Лаборатория лайфхаков»
- Круглые столы (совместное планирование мероприятий, их обсуждение)
- Фотоконкурс «Улыбка Учителя»
- Конкурс методических разработок молодых учителей и наставников «Вместе весело шагать!»:
- «Мой урок» - разработка урока, занятия.
- «Моя программа» - разработка программ элективного курса, курса внеурочной деятельности.
- «Мой сценарий» - разработка сценария классного часа, родительского собрания, праздника.
- «Мой проект» - разработка педагогического проекта.
- «Мои дидактические материалы» - учебные наглядные пособия, учебные тренажёры и др.
Молодой учитель обязательно должен прокомментировать несколько работ.
Траектория развития начинающего педагога (молодого специалиста).
1й год – работа в рамках школьного клуба + система наставничества
2й год - Участие в конкурсе «педагогический дебют» + система наставничества
3й год – участие в муниципальных конкурсах + завершение наставничества
4й год – представление опыта на муниципальном уровне
5й год - участие в конкурсах «Сердце отдаю детям» и т.д.
Технология коучинга – одна из основных при реализации наставничества. Этапы коучинга:
- Постановка цели и осознание её реальности
- Анализ необходимых составляющих успеха
- Анализ имеющихся возможностей
- Определение путей достижения цели, выбор стратегии
- Мониторинги достижения цели и анализ результатов
Развитие навыков и умений должно проходить через алгоритм:
Внимание – Интерес – Желание – Действие
Роль наставника:
1й год- передача опыта, в том числе этикета и моделей преподавания, посоветовать эффективные приёмы.
2й год – помогать готовиться к участию в конкурсе «педагогический дебют», создавая таким образом ситуацию успеха. Это позволяет молодому педагогу поверить в свои силы.