Основы безопасности жизнедеятельности 10кл
- Подробности
- Автор: Новикова Е.В.
класс: 10.
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Учебная программа составлена на основании комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), М.:Просвещение, 2011г.
Пояснительная записка.
Учебная программа разработана в полной соответствии с обязательным минимумом содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является логическим продолжением программы курса ОБЖ для учащихся 5-9 классов.
В курсе ОБЖ для 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности военной службе", письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14 07 98 г №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел "Основы военной службы" Раздел Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников. Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 10 классе «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1 часа.
В курсе ОБЖ для 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности военной службе", письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14 07 98 г №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел "Основы военной службы" Раздел Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников. Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 10 классе «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1 часа.
В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях. В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени). Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы. В программе реализованы требования Федеральных законов "06 обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43 "О федеральной целевой программе "Создание развитие Российской системы предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях", от 24 июля 1995 года № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- - освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
- - овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
- - развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- - воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
-- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- - использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- - участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
- - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- - оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры. Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации). Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание). Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью. Контроля и самоконтроля (устный, письменный). Стимулирования и мотивации. Самостоятельной учебной деятельности. Фронтальная форма обучения активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками. Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс
Наиме-нование темы |
№урока(№ урока в теме) |
Наименованиеурока |
Форма урока |
Цели урока |
Вопросы урока |
Методическое обеспечение |
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуацияхОпасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения |
1(1) | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | Практическое занятие (ролевая игра) | Повторить правила поведения в криминогенной ситуации | 1. Правила поведения в криминогенной ситуации. 2. Практическая отработка поведения в криминогенной ситуации | Учебник, муляж телефона, план города |
2(2) | Правила поведения в ситуациях при угрозе террористического акта | Практическое занятие (ролевая игра) | Объяснить и закрепить правила поведения при террористическом акте | 1. Правила поведения при террористическом акте. 2. Отработка правил поведения при террористическом акте | Учебник, муляж взрывного устройства, маски, муляжи оружия | |
3(3) | Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера | Практическое занятие | Повторить правила поведения при ЧС природного характера (1-2 вида ЧС, возможных в данной местности) | 1. Правила поведения при ЧС. 2. Практическая отработка поведения при ЧС | Учебник, энциклопедия «Чрезвычайные ситуации» под ред. Шойгу С.К. | |
4(4) | Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера | Практическое занятие | Повторить правила поведения при ЧС техногенного характера (1-2 вида ЧС, возможных на данной территории) | 1. Правила поведения при ЧС. 2. Практическая отработка поведения при ЧС | Учебник, энциклопедия «Чрезвычайные ситуации» под ред. Шойгу С.К. | |
5(5) | Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности | Урок-лекция | Познакомить учащихся с нормативными и законодательными документами 1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности, их структура и особенности. 2. Права граждан России в области безопасности. 3. Обязанности граждан России в области безопасности. | 1. Структура законодательства России по обеспечению безопасности. 2. Основные положения Конституции и законов РФ по обеспечению безопасности | Учебник, Конституция РФ, Законы РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» | |
6(6) | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и задачи | Урок-беседа | Познакомить учащихся с вопросами: 1. История и задачи РСЧС. 2. Режимы функционирования РСЧС. 3. Структура РСЧС. | 1. История и задачи РСЧС. 2. Режимы функционирования РСЧС. 3. Структура РСЧС. | Учебник, Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» | |
7(7) | Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и виды преступлений | Урок-лекция | Познакомить учащихся с вопросами: 1. Понятие и виды преступлений. 2. Ответственность за уголовные преступления. 3. Привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетних | 1. Понятие и виды преступлений. 2. Ответственность за уголовные преступления. 3. Привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетних | Учебник, Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ | |
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуацияхГражданская оборона – составная часть обороноспособности страны |
8(1) | Гражданская оборона – основные понятия, определения и задачи | Урок-лекция | Познакомить с основными понятиями ГО, задачами системы ГО и органами управления ГО | 1. Основные понятия Гражданской обороны. 2. Задачи и органы управления Гражданской обороны. | Учебник, плакаты (слайды) |
9(2) | Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Ядерное оружие | Урок-беседа | Ознакомить учащихся с понятием «оружие массового поражения» и историей ОМП. Ядерное оружие - понятие и поражающие факторы | 1. Оружие массового поражения (ОМП). 2. Ядерное оружие - понятие и поражающие факторы | Учебник, плакаты (слайды), схемы, учебный фильм | |
10(3) | Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Химическое оружие | Урок-беседа | Дать понятие «химическое оружие», его классификация и виды. Признаки применения химического оружия | 1. Химическое оружие – понятие и классификация. 2. Виды химического оружия и признаки его применения | Учебник, плакаты (слайды), схемы, учебный фильм | |
11(4) | Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Биологическое оружие | Урок-беседа | Дать понятие «биологическое оружие» и раскрыть его – виды, признаки применения, особенности и основные мероприятия по защите населения при применении биологического оружия | 1. Биологическое оружие – понятие и виды. 2. Признаки применения биологического оружия, его особенности. 3. Основные мероприятия по защите от биологического оружия | Учебник, плакаты (слайды), схемы, учебный фильм | |
12(5) | Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Современные обычные средства поражения | Урок-беседа | Познакомить с обычными средствами поражения и их классификацией. Дать определение высокоточного оружия. Некоторые виды боевого снаряжения обычных боеприпасов. Зажигательное оружие и зажигательные средства | 1. Что понимают под обычными средствами поражения. Высокоточное оружие. 2. Боевое снаряжение обычных боеприпасов. 3. Зажигательное оружие | Учебник, плакаты (слайды), схемы, учебный фильм | |
13(6) | Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени | Урок-беседа | Ознакомить с понятием оповещения и содержанием сообщений. Изучить организацию оповещения и способы передачи сообщений | 1. Понятие оповещения и содержание сообщений. 2. Организация оповещения и способы оповещения | Учебник, плакаты (слайды), схемы | |
14(7) | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени | Урок-беседа | Познакомить с понятием «убежище» и его характеристиками и устройством убежища. Ознакомить с назначением и устройством противорадиационных и простейших укрытий | 1. Убежища. 2. Противорадиационные укрытия. 3. Простейшие укрытия | Учебник, плакаты (слайды), схемы | |
15(8) | Средства индивидуальной защиты | Урок-беседа | Изучить классификацию средств индивидуальной защиты, средства защиты органов дыхания | 1. Понятие и состав средств индивидуальной защиты. 2. Противогазы. 3. Респираторы и простейшие средства защиты органов дыхания | Учебник, плакаты (слайды), схемы, противогазы разных типов, респиратор, ватно-марлевая повязка | |
16(9) | Средства индивидуальной защиты кожи | Урок-беседа | Изучить устройство и пользование индивидуальными средствами защиты кожи | 1. Понятие и классификация специальных средств защиты кожи. 2. Изолирующие средства защиты кожи. 3. Фильтрующие средства защиты кожи. 4. Простейшие средства защиты кожи. | Учебник, плакаты (слайды), схемы, ОЗК, Л-1, одежда, которая может быть использована в качестве простейших средств защиты кожи | |
17(10) | Медицинские средства индивидуальной защиты | Урок-беседа | Изучить предназначение и использование индивидуальных средств медицинской защиты | 1. Понятие и назначение медицинских средств защиты. 2. Аптечка индивидуальная АИ-2. 3. Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8. | Учебник, плакаты (слайды), схемы, АИ-2, ИПП-8 | |
18(11) | Средства индивидуальной защиты органов дыхания | Практическое занятие | Получить первичные навыки в подборе противогаза и пользовании противогаза | 1. Правила подбора лицевой части противогаза. 2. Правила надевания противогаза. 3. Выполнение норматива по надеванию противогаза. | Учебник, (если есть – «Наставление по РХБЗ»), плакаты (слайды), схемы, противогазы по числу учащихся, респираторы, ватно-марлевые повязки | |
19(12) | Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения | Урок-беседа | Изучить организацию и ведение разведки в зоне ЧС, организацию спасательных работ, организацию и ведение санитарной обработки | 1. Организация и ведение разведки в зоне ЧС. 2. Санитарная обработка людей. | Учебник, плакаты (слайды), схемы | |
20(13) | Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | Практическое занятие | Дать первичные навыки в определении вида применённого оружия, в определении первичных мероприятий по защите населения. | 1. Определение вида оружия, применённого противником. 2. Первоочерёдные меры по защите населения. | Учебник, (если есть – «Наставление по РХБЗ»), плакаты (слайды), схемы, планы (карты) города (района) | |
21(14) | Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения | Урок-беседа | Ознакомить с основными терминами и категориями понятия «эвакуация», изучить способы эвакуации, правила поведения при эвакуации. | 1. Эвакуация - основные понятия. 2. Способы эвакуации. 3. Правила поведения при эвакуации. | Учебник, плакаты (слайды), схемы | |
22(15) | Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях | Урок-беседа | Ознакомить с органами управления и задачами ГО в школе. Изучить роль учащихся при проведении мероприятий ГО в школе | 1. Органы управления ГО в школе. 2. Задачи ГО в школе. 3. Мероприятия ГО в школе. | Учебник, «Положение о ГО в школе», план мероприятий ГО в школе на текущий год. | |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизниПравила безопасного поведения в повседневной жизни |
23(1) | Безопасность на дорогах | Урок-рассказ | 1. Причины дорожно-транспортного травматизма. 2. Организация дорожного движения. | 1. Изучить: основные требования ПДД по организации безопасности дорожного движения. 2. Получить навыки строгого соблюдения ПДД и безопасного поведения дорогах. | Учебник, учебное пособие «Дорожная безопасность», ПДД. |
24(2) | Ответственность участников дорожного движения и правовое воздействие на них | Урок-рассказ | 1. Меры юридической ответственности. 2. Меры административной ответственности. 3. Меры уголовной ответственности. | 1. Изучить нормативно-правовые документы: ФЗ, ПДД. 2. Получить знания об ответственности за правонарушения в области дорожного движения. | Учебник, ФЗ «О безопасности дорожного движения», учебное пособие «Дорожная безопасность», ПДД. | |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизниПравила безопасного поведения в повседневной жизни |
25(1) | Порядок движения транспортных средств и ситуации на дорогах | Урок-рассказ | 1. Конфликтные ситуации: -пешеход-водитель -пешеход-пешеход -водитель-водитель. 2. Правила безопасности при использовании оборудования кабинета технологии и при пользовании домашними столярными и слесарными инструментами и устройствами. | 1. Изучить источники опасности при проведении занятий по технологии. 2. Получить первичные навыки в соблюдении правил безопасности при использовании оборудования кабинета технологии и при пользовании домашними столярными и слесарными инструментами и устройствами. | Учебник, правила техники безопасности для кабинета технологии, оборудование кабинета технологии, столярный и слесарный инструмент, доски, металлические заготовки |
26(2) | Безопасность на дорогах | Урок-рассказ | 1. Причины дорожно-транспортного травматизма. 2. Организация дорожного движения. | 1. Изучить: основные требования ПДД по организации безопасности дорожного движения. 2. Получить навыки строгого соблюдения ПДД и безопасного поведения дорогах. | Учебник, учебное пособие «Дорожная безопасность», ПДД. | |
27(3) | Ответственность участников дорожного движения и правовое воздействие на них | Урок-рассказ | 1. Меры юридической ответственности. 2. Меры административной ответственности. 3. Меры уголовной ответственности. | 1. Изучить нормативно-правовые документы: ФЗ, ПДД. 2. Получить знания об ответственности за правонарушения в области дорожного движения. | Учебник, ФЗ «О безопасности дорожного движения», учебное пособие «Дорожная безопасность», ПДД. | |
Основы военной службыВооружённые силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества и его национальных интересов |
28(1) | Родина и её национальная безопасность | Урок-лекция | Показать взаимосвязь национальных интересов России с её культурным и геополитическим своеобразием | 1. Наша Родина - Россия. 2. Национальные интересы России. | Учебник, карта России, текст гимна РФ, фильм |
29(2) | История создания и развития Вооружённых сил России. Военная реформа Ивана Грозного | Урок-беседа | Ознакомить учащихся с военной историей России в XVI-XVII вв. | 1. Военная реформа Ивана Грозного. Создание постоянного войска 2. Первые уставы и военные законы на Руси. | Учебник, слайды, военно-исторические фильмы | |
30(3) | История создания и развития Вооружённых сил России. Современная армия | Урок-беседа | Ознакомить учащихся с состоянием Вооружённых сил России в настоящее время. | 1. Военное строительство в России на рубеже ХХ – ХХI веков. 2. Проблемы Российской армии. | Учебник, слайды, фильмы, периодическая печать | |
31(4) | Состав Вооружённых сил Российской Федерации | Урок-беседа | Управление оборонным строительством в РФ, полномочия в этом вопросе различных органов государственной власти. Структура ВС РФ | 1. Управление обороной государства в РФ. Полномочия должностных лиц. 2. Структура ВС РФ | Учебник, «Военная доктрина Российской Федерации», закон РФ «Об обороне», материалы периодической печати, слайды, схемы | |
32(5) | Состав Вооружённых сил Российской Федерации | Урок-беседа | Познакомить с назначением, задачами, структурой и вооружением Сухопутных войск | 1. Назначение и задачи Сухопутных войск. 2. Структура и вооружение Сухопутных войск | Учебник, схемы, плакаты, слайды, видеофильмы | |
Основы военной службыБоевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации |
33(1) | Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма | Урок-беседа | Изучить основные боевые традиции Вооружённых сил, роль патриотизма в мировоззрении гражданина России | 1. Боевые традиции Вооружённых сил – основа воинской морали. 2. Патриотизм | Учебник, схемы, плакаты, слайды, видеофильмы |
34(2) | Память поколений – дни воинской славы России | Урок-лекция | Изучить значение дней воинской славы России в оборонной деятельности страны и общества. Ознакомить учащихся с днями воинской славы России. Дать задание по подготовке мини-проектов по дням воинской славы. | 1. Дни воинской славы как важный элемент государственной политики в области обороны. 2. Дни славы русского оружия. | Учебник, схемы, плакаты, слайды, видеофильмы | |
Основы военной службыСимволы воинской чести |
35(1) | Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации | Урок-беседа | Изучить значение Боевого знамени части и Военно-морского флага как особо почётного знака, символа воинской чести, доблести и славы. Познакомить и изучить: ритуалы приведения к военной присяге, вручения Боевого знамени части, вручения оружия и боевой техники молодому пополнению. | 1. Боевое знамя части, Военно-морской флаг корабля. 2. История Боевого знамени. 3. Традиции армии и флота, связанные с Боевым знаменем части и Военно-морским флагом 4. Ритуал приведения к военной присяге. 5. Ритуал вручения Боевого знамени части. 6. Ритуал вручения оружия и боевой техники молодому пополнению. | Учебник, изображение Боевого знамени, плакаты, слайды, видеофильмы |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
УСПЕШНО ОСВОИВШИХ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах ученик должен знать:- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;
- о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
- правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные виды воинской деятельности; общие обязанности солдата в бою;
- основные способы передвижения солдата в бою;
- государственные и военные символы Российской Федерации;
- средства массового поражения и их поражающие факторы;
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- - обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- - оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- - выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
- - пользования индивидуальными средствами защиты;