Учебная программа по ОБЖ 11кл
- Подробности
- Автор: Новикова Е.В.
Учебная программа по ОБЖ
Класс: 11. Общее количество часов по плану: 35 часов Количество часов в неделю: 1 часУчебная программа составлена на основании комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), М.:Просвещение, 2011г.
Пояснительная записка.
Учебная программа разработана в полной соответствии с обязательным минимумом содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является логическим продолжением программы курса ОБЖ для учащихся 5-9 классов.
В курсе ОБЖ для 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности военной службе", письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14 07 98 г №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел "Основы военной службы" Раздел Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников. Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 10 классе «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1 часа.
В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях. В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени). Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы. В программе реализованы требования Федеральных законов "06 обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43 "О федеральной целевой программе "Создание развитие Российской системы предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях", от 24 июля 1995 года № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- - освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
- - овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
- - развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- - воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- - умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- - использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- - участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
- - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- - оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения:- Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
- Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
- Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание).
- Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
- Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
- Стимулирования и мотивации.
- Самостоятельной учебной деятельности.
- Фронтальная форма обучения активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс
Наиме-нованиетемы |
№урока(№ урока в теме) |
Наименованиеурока |
Форма урока |
Вопросы урока |
Цели урока |
Основы военной службыИстория военной службы |
1(1) | Войны в истории человечества и России | Урок-лекция | 1. Война как форма взаимоотношений народов и государства. 2. Негативное влияние войны на судьбы народов и государств. 3. Некоторые позитивные стороны влияния военной деятельности народов на развитие культуры. | Изучить роль и место войны в жизни общества, её разрушительный и деструктивный характер. Ознакомить учащихся с некоторыми позитивными сторонами влияния военной деятельности народов на развитие их культуры. |
2(2) | Военная служба – особый вид государственной службы | Урок-беседа | 1. Правовые акты, на которых основывается военная служба. 2. Формы реализации военной службы. | Изучить правовые акты, на которых основывается военная служба, формы реализации военной службы | |
3(3) | Исполнение обязанностей военной службы | Урок-беседа | 1. Понятие «исполнения обязанностей военной службы» и его правовой смысл. 2. Принципы военной службы. 3. Отличие военной службы от других видов государственной службы. | Изучить правовой смысл понятия «исполнения обязанностей военной службы», принципы военной службы и её отличие от других видов государственной службы. | |
4(4) | Организация обороны Российской Федерации | Урок-беседа | 1. Понятие обороны и структура организации обороны. 2. Права и обязанности граждан России в области обороны. 3. Ключевые понятия закона РФ «Об обороне». | Изучить понятие обороны, структуру её организации, права и обязанности граждан РФ в области обороны. Дать представление о ключевых понятиях закона РФ «Об обороне». | |
Основы военной службыВоинская обязанность |
5(1) | Основные сведения о воинской обязанности | Урок-лекция | 1. Сущность воинской обязанности. 2. Особенности воинской обязанности. 3 . Обеспечение воинской обязанности. | Изучить сущность, особенности и обеспечение воинской обязанности. |
6(2) | Организация воинского учёта и его предназначение | Урок-беседа | 1. Цели, задачи и назначение воинского учёта. 2. Порядок постановки граждан на воинский учёт. 3. Определение годности гражданина к военной службе. 4. Обязанности гражданина по воинскому учёту. | Изучить цели, задачи и назначение воинского учёта, порядок постановки на воинский учёт, определение годности к военной службе, обязанности по воинскому учёту. | |
7(3) | Обязательная подготовка граждан к военной службе | Урок-беседа | 1. Подготовка по основам военной службы. 2. Военно-патриотическое воспитание. 3. Подготовка по военно-учётным специальностям. | Изучить цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе. | |
8(4) | Добровольная подготовка граждан к военной службе | Урок-беседа | 1. Структура и содержание добровольной подготовки граждан к военной службе. 2. Подготовка граждан в военно-учебных центрах и на военных кафедрах при ОУВПО. | Изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки граждан к военной службе | |
9(5) | Освидетельствование граждан и профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учёт. Психологическая классификация воинских должностей | Урок-беседа | 1. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учёт. 2. Профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учёт. 3. Психологическая классификация воинских должностей | Изучить медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учёт, профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учёт, психологическую классификацию воинских должностей | |
10(6) | Организация призыва на военную службу | Урок-беседа | 1. Категории граждан, подлежащих призыву на военную службу. 2. Районная (городская) призывная комиссия и её функция. 3. Отсрочки от призыва на военную службу и порядок их предоставления | Изучить организацию призыва на военную службу, отсрочки от призыва на военную службу и порядок их предоставления | |
11(7) | Ответственность граждан по вопросам призыва | Урок-беседа | 1. Уважительные причины неявки граждан по вызову военного комиссариата. 2. Уголовная и административная ответственность граждан по вопросам призыва | Изучить ответственность граждан по вопросам призыва, уважительные причины неявки граждан по вызову военного комиссариата. | |
Основы военной службыОсобенности военной службы |
12(1) | Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни | Урок-лекция | 1. История создания общевоинских уставов в России. 2. Структура общевоинских уставов, их назначение и содержание. | Изучить структуру и содержание общевоинских уставов. Ознакомиться с историей создания уставов в России |
13(2) | Военная присяга – клятва воина на верность Родине - России | Урок-беседа | 1. История военной присяги в России. 2. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. 3. Условия приведения военнослужащих к военной присяге. | Изучить условия и порядок приведения военнослужащих к военной присяге | |
14(3) | Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок | Урок-беседа | 1. Размещение военнослужащих и повседневный порядок. 2. Распорядок дня и регламент служебного времени. | Изучить размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок | |
15(4) | Воинские звания военнослужащих ВС РФ | Урок-беседа | 1. Воинские звания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. 2. Порядок присвоения воинских званий. | Изучить воинские звания военнослужащих ВС РФ и порядок их присвоения | |
16(5) | Военная форма одежды | Урок-беседа | 1. Структура военной формы одежды. 2. Порядок ношения военной формы одежды. | Изучить военную форму одежды и порядок её ношения | |
Основы военной службыПравовые основы военной службы |
17(1) | Социальная защита военнослужащих | Урок-лекция | 1. Понятие социальной защищённости. 2. История социальной защиты военнослужащих в России | Ознакомиться с понятием социальной защищённости и с историей социальной защиты военнослужащих в России |
18(2) | Статус военнослужащего. Правовая защита военнослужащих и членов их семей | Урок-беседа | 1. Статус военнослужащего. 2. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих. 3. Права и свободы военнослужащих. 4. Довольствие военнослужащих. Льготы и компенсации. | Изучить статус военнослужащего, его права, свободы, льготы и компенсации. | |
Основы военной службыПравовые основы военной службы |
19(3) | Прохождение военной службы по контракту | Урок-беседа | 1. История контрактной службы. 2. Поступление на военную службу по контракту. 3. Прохождение военной службы по контракту. Особенности прохождения службы по контракту военнослужащими-женщинами. | Изучить порядок поступления на военную службу по контракту и её прохождения. Ознакомить с историей и проблемами контрактной службы. |
20(4) | Альтернативная гражданская служба | Коллективное разрешение проблемы | 1. Постановка проблемы. Альтернативная гражданская служба и её отличие от военной службы. 2. Разрешение проблемы. Сравнение законов и выяснение отличий. История контрактной службы. | Получить навык самостоятельной работы с правовыми документами. Изучить особенности альтернативной гражданской службы по сравнению с военной службой | |
21(5) | Обязанности и ответственность военнослужащих | Урок-беседа | 1. Обязанности военнослужащих. 2. Юридическая ответственность военнослужащих. | Изучить обязанности военнослужащих, юридическую ответственность военнослужащих. | |
22(6) | Увольнение с военной службы | Урок-беседа | 1. Порядок увольнения с военной службы. 2. Запас Вооружённых сил. | Изучить порядок увольнения с военной службы и прохождение службы в запасе | |
Основы военной службыВоеннослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых сил России |
23(1) | Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества | Урок-лекция | 1. Чувство патриотизма – важнейшее качество военнослужащего. 2. Верность Боевому знамени. 3. Воинская честь | Ознакомить учащихся с ролью патриотизма в мировоззрении воинов, с понятием воинской чести и традицией верности Боевому знамени. |
24(2) | Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Виды воинской деятельности | Урок-беседа | 1. Военные профессии. 2. Требования к воинам-специалистам. 3. Виды воинской деятельности | Изучить требования к воину-специалисту, порядок подготовки по воинским специальностям, виды воинской деятельности. Ознакомить с многообразием воинских профессий. | |
25(3) | Требования, предъявляемые к морально-этическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащих | Урок-беседа | 1. Требования к морально-психологической готовности военнослужащих. 2. Психологическая готовность воина к бою. 3. Способы формирования психологической готовности | Изучить понятие и значение психологической готовности, способы её формирования. Ознакомить с требованиями к морально-психологической готовности военнослужащих | |
26(4) | Воинская дисциплина. Её суть и значение | Урок-беседа | 1. Воинская дисциплина, её сущность и требования. 2. Приказ командира – приказ Родины. 3. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе | Изучить сущность дисциплины и её требования, сущность исполнительности. Ознакомить учащихся особенностям взаимоотношений в воинском коллективе | |
27(5) | Офицер Российской армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службой. Подготовка офицерских кадров | Урок-беседа | 1. История российского офицерского корпуса. 2. Требования, предъявляемые к офицеру военной службой. 3. Военные образовательные учреждения | Изучить требования, предъявляемые к офицеру военной службой. Ознакомить с историей российского офицерского корпуса и порядком поступления и обучения в военных образовательных учреждениях | |
28(6) | Международная миротворческая деятельность Вооружённых сил России | Урок-беседа | 1. Некоторые вопросы международного права войны. 2. Международная миротворческая деятельность Вооружённых сил России | Ознакомить учащихся с важнейшими положениями международного права войны. | |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизниОсновы здорового образа жизни Правила безопасного поведения в повседневной жизни |
29(1) | Правила личной гигиены и здоровье | Урок-лекция | 1. Понятие личной гигиены. 2. Полезные привычки подростка. 3. Гигиена и физическая культура. | Изучить правила личной гигиены, связь гигиены и физической культуры. |
30(2) | Безопасность на дорогах | Урок-рассказ | 1. Причины дорожно-транспортного травматизма. 2. Организация дорожного движения. | 1. Изучить: основные требования ПДД по организации безопасности дорожного движения. 2. Получить навыки строгого соблюдения ПДД и безопасного поведения дорогах. | |
31(3) | Ответственность участников дорожного движения и правовое воздействие на них | Урок-рассказ | 1. Меры юридической ответственности. 2. Меры административной ответственности. 3. Меры уголовной ответственности. | 1. Изучить нормативно-правовые документы: ФЗ, ПДД. 2. Получить знания об ответственности за правонарушения в области дорожного движения. | |
32(4) | Порядок движения транспортных средств и ситуации на дорогах | Урок-рассказ | 1. Конфликтные ситуации: -пешеход-водитель -пешеход-пешеход -водитель-водитель. 2. Правила безопасности при использовании оборудования кабинета технологии и при пользовании домашними столярными и слесарными инструментами и устройствами. | 1. Изучить источники опасности при проведении занятий по технологии. 2. Получить первичные навыки в соблюдении правил безопасности при использовании оборудования кабинета технологии и при пользовании домашними столярными и слесарными инструментами и устройствами. | |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизниОсновы медицинских знаний и правила оказания первой помощи |
33-35 (1-3) | Первая помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте | Урок-беседа или объединённые практические занятия | 1. Острая сердечная недостаточность - симптомы и первая помощь. 2. Инсульт - симптомы и первая помощь. | Изучить симптомы острой сердечной недостаточности. Получить первичные навыки оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности, инсульте |
Оказание первой доврачебной помощи при ДТП. Медицинская аптечка | 1. Медикаменты, входящие в медицинскую аптечку, их предназначение. 2. Практическая отработка использования медицинской аптечки в условиях оказания первой помощи при ДТП | Получить навыки оказания первой доврачебной помощи при ДТП. | |||
Очерёдность оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП | 1. Угрожающие жизни состояния. 2. Техника укладывания в безопасное положение | Получить навыки оказания помощи пострадавшим в ДТП |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
УСПЕШНО ОСВОИВШИХ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 11 классах ученик должен знать:- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
- правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные виды воинской деятельности;
- общие обязанности солдата в бою;
- основные способы передвижения солдата в бою;
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- - обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- - оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- - выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
- - пользования индивидуальными средствами защиты;