Blue Colour Green Colour Orange Colour Red Colour

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 356

с углубленным изучением немецкого и английского языков

Московского района Санкт-Петербурга

 

Основы безопасности жизнедеятельности 8кл


Учебная программа по ОБЖ

Класс: 8.
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Учебная программа составлена на основании комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), М.:Просвещение, 2011г.

Пояснительная записка

Учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 8 классе «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1час.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней». Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

  • - улучшение собственного физического и психического здоровья;
  • - отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
  • - нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
  • - сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
  • - адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

  • - формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
  • - выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
  • - формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

  • - усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • - развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • - развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления.
  • Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия, направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.

Методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.
  • Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
  • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание).
  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
  • Стимулирования и мотивации.
  • Самостоятельной учебной деятельности.
  • Фронтальная форма обучения активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
  • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
  • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Виды и формы контроля:

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

Содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч).

Тема 1. Пожарная безопасность (3 ч)

1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
1.2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.

Тема 2. Безопасность на дорогах (3 ч)

2.1. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.
2.2. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.
2.3. Велосипедист - водителя транспортного средства.

Тема 3. Безопасность на водоемах (3 ч)

3.1. Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.
3.2. Безопасный отдых на водоёмах.
3.3. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Тема 4. Экология и безопасность (2 ч)

4.1. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
4.2. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч)

5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
5.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.
5.3. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.
5.4. Пожары и взрывы на взрывоопасных объектах экономики и их возможные последствия.
5.5. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

Тема 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч)

6.1. Обеспечение радиационной безопасности населения.
6.2. Обеспечение химической защиты населения.
6.3. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
6.4. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч)

7.1. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
7.2. Эвакуация населения.
7.3. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)

Раздел 3. Основы здорового образа жизни (8 ч).

Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч)

8.1. Здоровье как основная ценность человека.
8.2. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
8.3. Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества.
8.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
8.5. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
8.6. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
8.7. Профилактика вредных привычек.
8.8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи (4 ч)

Тема 9. Первая помощь при неотложных ситуациях (4 ч)

9.1. Первая помощь пострадавшим и её значение.
9.2. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (практическое занятие).
9.3. Первая помощь при травмах (практическое занятие).
9.4. Первая помощь при утоплении (практическое занятие).

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ

№ раздела, темы и урока

Наименование раздела, темы и урока

Количество часов

Раздел

Тема

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности 16

Тема 1.

Пожарная безопасность (3 ч)

3

1.1.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

1

1.2.

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

1

1.3.

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.

1

Тема 2.

Безопасность на дорогах

3

2.1.

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

1

2.2.

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

1

2.3.

Велосипедист - водителя транспортного средства.

1

Тема 3.

Безопасность на водоемах (3 ч)

3

3.1.

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.

1

3.2.

Безопасный отдых на водоёмах.

1

3.3.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

1

Тема 4.

Экология и безопасность

2

4.1.

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

1

4.2.

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

1

Тема 5.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия

5

5.1.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

5.2.

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.

1

5.3.

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.

1

5.4.

Пожары и взрывы на взрывоопасных объектах экономики и их возможные последствия.

1

5.5.

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

1

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 7

Тема 6.

Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций

4

6.1.

Обеспечение радиационной безопасности населения.

1

6.2.

Обеспечение химической защиты населения.

1

6.3.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.

1

6.4.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

1

Тема 7.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

7.1.

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

1

7.2.

Эвакуация населения.

1

7.3.

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)

Раздел 3. Основы здорового образа жизни 8

Тема 8.

Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие

8

8.1.

Здоровье как основная ценность человека.

1

8.2.

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

1

8.3.

Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества.

1

8.4.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

1

8.5.

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

1

8.6.

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1

8.7.

Профилактика вредных привычек.

1

8.8.

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

1

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи 4

Тема 9.

Первая помощь при неотложных ситуациях

4

9.1.

Первая помощь пострадавшим и её значение.

1

9.2.

Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (практическое занятие).

1

9.3.

Первая помощь при травмах (практическое занятие).

1

9.4.

Первая помощь при утоплении (практическое занятие).

1

         

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах

ученик должен знать:

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.

Ученик должен уметь:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны способны использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
  • - обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • - подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
  • - оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • - выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Преподаватель-организатор ОБЖ ______________ Е.В.Новикова