Blue Colour Green Colour Orange Colour Red Colour

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 356

с углубленным изучением немецкого и английского языков

Московского района Санкт-Петербурга

 

Информация по организации профильного обучения на уровне среднего общего образования

Информация по организации профильного обучения на уровне среднего общего образования

 

Общеобразовательные организации, в которых профильное обучение реализуется в соответствии с ФГОС среднего общего образования, предлагают 5 направлений профилей, рекомендуемых ФГОС и ориентированных на разные сферы деятельности: естественно- научный, социально-экономический, технологический, универсальный и гуманитарный.

Одним из важнейших направлений реформирования среднего общего образования, как отмечается в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, признается усиление его практической направленности. Практико-ориентированный подход подразумевает развитие практических навыков, применение полученных знаний в повседневной жизни. Именно такой подход предусматривает большее количество практических занятий и самостоятельных работ. Учащиеся применяют полученные знания на практике, таким образом, готовясь к будущей трудовой профессиональной деятельности.

Кроме того, в образовательных организациях вводится профильное обучение, представляющее собой систему специализированной подготовки, направленной на индивидуализацию и профессиональную ориентацию учащихся старшей школы с учетом реальных потребностей рынка труда.

Особые требования к организации образовательного процесса в старшей школе выдвигает ФГОС среднего общего образования. Согласно ФГОС среднего общего образования общеобразовательная организация обеспечивает реализацию одного или нескольких профилей обучения: естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального.

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.

В Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» утверждено: «Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению обучения и началу профессиональной деятельности».

Согласно ч. 4 ст. 66 Закона «Об образовании в Российской Федерации» профильное обучения – это способ организации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который основан на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.

Таким образом, Закон об «Образовании в РФ» законодательно закрепляет возможность ранней профилизации обучающихся. По сути, в рамках реализации образовательных программ начального общего и основного общего образования предусматривается возможность углубленного изучения отдельных предметов с учетом образовательных потребностей обучающихся для подготовки к осознанному выбору профиля обучения на уровне среднего общего образования.

 Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения

Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения представлено следующими документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
  2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 г.)
  4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утв. Правительством РФ 15 мая 2013 г. № 792-р)
  5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы (утв. Правительством РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р)
  6. Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»
  7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015)
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» раздел 5 (с последующими изменениями)
  9. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р в части поддержки внеурочной деятельности и блока дополнительного образования)
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  11. Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»
  12. Приказ Минобрнауки РФ от 22.01.2014 № 32 о правилах приема обучающихся в профильный класс.

 

Цели и задачи профильного обучения

Переход к профильному обучению преследует следующие основные задачи:

- обеспечить         углубленное    изучение         отдельных       предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

 

Задачи системы профильного обучения:

- достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки;

- формирование в процессе овладения системой знаний

- умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения, прогнозирования; 

- развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и трудовой деятельности.

 

В нашей школе будут организованы 4  профиля: 

  - гуманитарный профиль, позволяющий обеспечить углубленную подготовку в области русского языка, иностранных языков и права; 

  - социально-экономический профиль, позволяющий обеспечить углубленную подготовку в области математики, экономики и права; 

  - технологический профиль, позволяющий обеспечить углубленную подготовку в области математики, физики и информатики; 

  - естественнонаучный профиль, позволяющий обеспечить углубленную подготовку в области физики, химии и биологии.