Тестирование профессиональных интересов
Тесты на профессию – один из главных методов профориентации, определения профессиональных склонностей.
Несмотря на то, что тесты на профессию часто критикуют за излишне формальный, «бездушный» подход, они остаются неизменно популярными – тесты применяют даже в таких серьёзных компаниях, как Apple или Google. Почему же так происходит?
Действительно – разве не лучше было бы провести серию встреч, консультаций, понять индивидуальность клиента? Разве метод профессиональных проб не даст более надёжный результат? Неужели тренинги и мастер-классы с реальными профессионалами дадут меньше, чем тест?
Все указанные выше методы имеют свои плюсы и минусы. Но ни у одного из них нет главного достоинства тестов.
Тест – это не просто серия вопросов, которую какой-то эксперт объявил хорошим способом узнать «всю правду». Тест – это результат длительной, порой многолетней, работы команды учёных. Тест имеет нормы, и эти нормы берутся не с потолка и не благодаря интуиции: нормы появляются, когда разработчикам теста удалось собрать очень много данных, опросить и продиагносцировать сотни, если не тысячи, людей. Тест не просто говорит что-то о ваших склонностях – он даёт непредвзятую, объективную оценку. Ни один другой метод профориентации не может этого добиться.
Знакомство с реальной профессией может быть подпорчено – или приукрашено – неприятным или очень хорошим коллективом, особенностями стиля руководства, уровнем зарплаты. Интервью, даже серия интервью, страдают от излишней субъективности психолога, проводящего консультации. Тренинги и мастер-классы также не позволяют трезво оценить свои слабые и сильные стороны.
Именно поэтому тесты на профессию неизменно остаются ведущим методом профориентации.
Дифференциально – диагностический опросник (ДДО)
Методика изучения профессиональной направленности (Какие профессии Вам подходят?)
Тест профессиональных склонностей (методика Йовайши)
Методика «Профиль» (карта интересов Голомштока)
Личностный опросник Айзенка
Методика «Тип мышления»
Тест «Коммуникативные и организаторские способности (КОС)»
Методика «Эрудит»