Пути получения профессий
Система профессионального образования России
Система профессионального образования состоит в России из трех уровней — начального, среднего и высшего. По общему уровню развития этой системы Россия сравнима с ведущими государствами мира. Широко признано высокое качество российского профессионального образования. Об этом свидетельствует то, что в высших учебных заведениях страны обучается около 100 тыс. иностранных студентов, в том числе свыше 30 тыс. — из стран СНГ и около 60 тыс. — из стран дальнего зарубежья.
Начальный уровень образуют около 4 тыс. средних профессионально-технических училищ (СПТУ), в которых обучается 1,6 млн. человек. Сеть таких учреждений повторяет рисунок размещения населения по территории страны. Во многих случаях в советский период СПТУ были связаны с конкретными крупными промышленными предприятиями, фактически находясь на их обеспечении. Из-за резкого сокращения потребности в работниках со стороны этих предприятий (особенно относящихся к военно-промышленному комплексу) многие подобные училища были закрыты. Поэтому сеть начальною профессионального образования сократилась в 1990-е годы наиболее заметно. Сократилось и количество обучающихся.
Средний уровень профессионального образования образуют примерно 2,6 тыс. учебных заведений разных типов: техникумов, колледжей, училищ и др. В них обучается около 2 млн человек. Находятся такие учреждения в городских поселениях, концентрируясь в наиболее крупных из них, часто в региональных административных центрах. Сеть и количество обучающихся в средних специальных учебных заведениях в течение 1990-х годов практически не изменились — некоторые техникумы были закрыты, но взамен появилось около 100 негосударственных учебных заведений.
Высшее профессиональное образование в стране дают около 950 учебных заведений, в которых обучается 4,1 млн студентов. За период 1990-х годов образовано около 450 новых вузов, в том числе 100 государственных и 350 негосударственных. Высшие учебные заведения располагаются преимущественно в административных центрах регионов России. При этом в последние годы самостоятельными учебными заведениями стали многие бывшие филиалы в региональных центрах страны. Но главным центром высшего профессионального образования в России остается Москва. В столице расположено около 150 вузов (100 государственных и 50 негосударственных). Около 50 высших учебных заведений находится в Санкт-Петербурге.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ (видео-урок)
Профессиональные курсы.
Курсы нужны, чтобы
- получить дополнительные навыки, повысить свой образовательный уровень, получить новую специальность,
- получить образование, если нет времени учиться в ВУЗе и нет средств, чтобы его оплатить,
- стать настоящим специалистом в своей профессии.
Успешно решить все эти задачи помогут профессиональные курсы.
Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения – например, верстальщик, парикмахер, веб-дизайнер.
Профессиональные курсы | Все курсы Санкт-Петербурга |
Образование после 8 класса.
Бывает так, что уже после восьмого класса школьник отчаянно стремится покинуть стены «родного» учебного заведения.
Подавляющее большинство государственных колледжей и техникумов принимают абитуриентов только после того, как они окончат все 9 классов базовой школы. Однако некоторые учебные заведения разрешают поступать и после завершения восьмого класса. Это может стать хорошим вариантом, если ты:
- Плохо учишься и не можешь найти силы и мотивацию, чтобы исправить это. В колледже тебя ждут абсолютно новые условия, новые учителя и одноклассники – там все начнется «с чистого листа». И если ты решишь взяться за получение образования по-новому, серьезно, то у тебя вполне может все получиться.
- Устал от своей школы и ходишь в нее, как на каторгу. Это тоже вполне объективная причина, тем более, что после поступления в колледж ты вскоре сможешь начать профессиональное обучение. Это более серьезный и взрослый этап жизни, который, возможно, нужен тебе больше, чем еще три года посещения школы.
- Пропустил много занятий из-за болезни или, например, спортивных соревнований. Колледж не решит за тебя твои проблемы, но в новом окружении тебе, как и в первом случае, может быть проще наверстать упущенный материал.
- Хочешь стать ближе к получению реальной профессии. Если твоя цель – как можно быстрее стать специалистом в какой-либо области и начать работать, то решение учиться девятый класс в профильном колледже может быть весьма резонным.
Вечерняя школа | ССУЗЫ на базе 8 классов |
Среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) — профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (училища, техникумы, лицеи, колледжи: медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические), где даётся средний (между школой, ПТУ и ВУЗом) уровень профессионального образования и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования. В ССУЗах срок обучения составляет, как правило, 2-4 года в зависимости от специализации и начального уровня подготовки абитуриента (на базе среднего образования или неполной средней школы).
Поступив на обучение, в среднее специальное учебное заведение, молодые люди получают техническую специальность, профессию, навыки управленческой работы (низший управленческий персонал — бригадиры, десятники, техники и даже мастера участков в цехе, — производственных и сельскохозяйственных предприятий). Это принципиально отличает выпускника ССУЗа от выпускника системы начального профтехобразования (ПТО, СПТУ), где даются только законченное среднее образование (в объёмах классической средней школы) и рабочая профессия, навыки работника, трудового персонала. Также обучающиеся в ССУЗе являются студентами, в отличие от учащихся в системе ПТО.
Все про образование в колледже | Среднее профессиональное образование в Санкт-Петербурге | Колледжи Санкт-Петербурга |
В настоящее время в России существует более тысячи высших учебных заведений и около трех тысяч их филиалов.
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр» (срок обучения не менее четырех лет);
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист» (срок обучения не менее пяти лет);
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «магистр» (срок обучения не менее пяти лет).
Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения - институты, университеты, академии.
Специалист получает конкретную квалификацию (учитель, ученый агроном, экономист, инженер и т.п.) и учится 5—5,5 лет. Подготовка бакалавров обеспечивает выпускнику более широкую область профессионального применения, но не дает конкретной квалификации. Чтобы получить степень магистра, бакалавру необходимо проучиться еще не менее двух лет и получить квалификацию магистра.
ВУЗы России | ВУЗы Санкт-Петербурга |
Сайты ВУЗов России | "ВУЗы глазами студента" |
Послевузовское образование:
Аспирантура – это подразделение высшего учебного заведения или научно-исследовательского учреждения, которое готовит обучающихся к соисканию учёных степеней кандидата наук, преподавателей вузов и научных кадров высокой квалификации.
Лица, зачисленные в аспирантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, являются аспирантами.
Адъюнктура – это аналог аспирантуры в высших военно-учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях Вооружённых Сил РФ, а также некоторых правоохранительных органов: МВД России, Федеральной таможенной службы, ФСБ России и др.
Как в аспирантуру, так и в адъюнктуру принимаются лица только с высшим профессиональным образованием, которое должно быть подтверждено дипломом специалиста или дипломом магистра.
Обучение возможно по очной и заочной форме. При этом максимальный срок обучения в очной аспирантуре (адъюнктуре) составляет три года, а в заочной аспирантуре (адъюнктуре) – четыре года.
Интернатура — это форма последипломного (послевузовского) профессионального образования, которое осуществляется с целью совершенствования теоретических знаний и практических навыков выпускников высших медицинских образовательных учреждений, повышения степени их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.
Интернатура является обязательной формой профессиональной подготовки для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского образования. От прохождения интернатуры освобождаются те выпускники медицинских вузов, которые поступают в клиническую ординатуру или аспирантуру.
Лица, проходящие подготовку в интернатуре, являются интернами. Подготовка интернов длится один год с учетом отпуска и возможна только по очной форме.
Ассистентура-стажировка - форма послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства.
Лица, проходящие подготовку в форме ассистентуры-стажировки и осуществляющие подготовку выпускной работы по творческо-исполнительским специальностям, являются ассистентами-стажерами. Ассистенты-стажеры на основании приказа руководителя образовательного учреждения закрепляются за соответствующей творческо-исполнительской кафедрой образовательного учреждения.
Дополнительное профессиональное образование
Дистанционное образование — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога.
Взаимодействие учителя и учащихся между собой происходит на расстоянии, без потери компонентов учебного процесса и реализуется посредством интернет-технологий. Помимо интернета, популярной технологией является пересылка учащимся образовательных контентов (электронных учебников, лекционных видеокурсов, видеосеминаров и др.).
Плюс дистанционного образования в том, что вы не ограничены во времени и не привязаны к месту, но такой способ образования требует колоссальной дисциплины, выдержки и целеустремлённости.
ВУЗы СПб с дистанционным обучением